Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Приложение к № 4 от 20.02.2015 (Отчет за 2014 год)

Утвержден постановлением

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Правительстве ХМАО – Югры № 4 от 20.02.2015

 

Отчет

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 году»

 

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляют деятельность комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Комиссия) и 22 территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах автономного округа (далее – территориальные комиссии).

Основным направлением деятельности комиссий является координация работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при решении вопросов обеспечения защиты прав и законных интересов детей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(далее – автономный округ, Югра).

В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 12 октября 2005 года № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – Закон
№ 74-оз), Комиссия:

координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

координирует и контролирует деятельность территориальных комиссий.

Положение и состав Комиссии утверждены постановлением Правительства автономного округаот 13 февраля 2001 года № 56-п «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

I. Заседания, совещания и семинары Комиссии.

 

Комиссией в 2014 году проведено:

7 заседаний Комиссии (2013 год – 6; 2012 год – 9), на которых принято
27 постановлений (2013 год – 27; 2012 год – 42);

6 совещаний (2013 год – 7; 2012 год – 4);

1 дискуссионная площадка с участием председателей и заместителей председателей территориальных комиссий по вопросу «О принимаемых решениях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при реализации основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

1 семинар-практикум с участием представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав города Архангельска по теме «Досудебное сопровождение несовершеннолетних – как один из механизмов ресоциализации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия»;

1 «круглый стол» с участием председателей и заместителей председателей территориальных комиссий по вопросу «Об организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы, решения, планы».

В сентябре 2014 года председатель и заместитель председателя Комиссии представили результаты работы Комиссии на Всероссийском совещании-семинаре в городе Пенза (организатор мероприятия – Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав).

В октябре 2014 годаКомиссиейорганизован и проведен двухдневный семинар по теме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми».

На семинаре приняли участие представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа, Курганской и Тюменской областей,
172 представителя субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автономного округа.По итогам семинара подготовлен информационный сборник «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми».

Сборник распространен в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автономного округа, направлен членам Окружной комиссии, а также размещен на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в разделе «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

По результатам проведенных мероприятий (семинаров, совещаний, дискуссионной площадки) приняты решения, направленные на предупреждение и пресечение противоправных и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, чрезвычайных происшествий с несовершеннолетних, обеспечение защиты прав детей на территории Югры.

 

II. Результаты принятых мер по профилактике социального сиротства.

 

            Ежегодно Комиссия рассматривает на заседаниях вопросы по профилактике социального сиротства, принимает соответствующие постановления.

            В целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики социального сиротства – как основной заботы государства, по решениям Комиссии в 2014 году организована следующая работа.

2.1. Территориальными комиссиями:

разработаны, утверждены и обеспечивается реализация Комплексных планов мероприятий по проведению информационной кампании, направленной на пропаганду различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, защиту прав детей, профилактику семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014);

проведена в 2014 году акция по профилактике жестокого обращения с детьми «Дарить детям добро!» (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014);

обеспечена реализация индивидуальных программ социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении (постановление Комиссии № 18 от 29.09.2014);

обеспечена реализация межведомственных планов мероприятий по предупреждению социального сиротства (постановление Комиссии № 18 от 29.09.2014);

обеспечивается проведение в 2015 году конкурса среди несовершеннолетних
(8-11 классы) по профилактике жестокого обращения с детьми и противоправных действий в отношении несовершеннолетних на тему «Мир добра» (постановление Комиссии
№ 24 от 25.12.2014);

обеспечивается проведение в 2015 году дискуссионной площадки на тему «Раннее выявление и организация работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении: проблемы и принимаемые меры по их решению» (постановление Комиссии № 24 от 25.12.2014).

2.2. Территориальными комиссиями городов Сургута, Мегиона, Пыть-Яха и Сургутского района проведено совещание по вопросу реализации Регламента межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций на территории муниципального образования автономного округа при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (постановление Комиссии
№ 6 от 15.05.2014).

2.3. Территориальными комиссиями городов Пыть-Яха, Лангепаса, Нефтеюганска, а также Белоярского, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского и Октябрьского районов обеспечивается исключение принятия решений о подготовке искового заявления в суд на лишение (ограничение) родительских прав законных представителей несовершеннолетних, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в территориальной комиссии, без учета реализации комплекса исчерпывающих профилактических мер, направленных на сохранение кровной семьи для ребенка (постановление Комиссии № 18 от 29.09.2014).

2.4. Департаментом здравоохранения Югры:

проведеносовещание с руководителями педиатрической и акушерско-гинекологической служб по исполнению медицинскими работниками нормативно-правовых документов по защите, восстановлению прав и законных интересов детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации (постановление Комиссии № 10 от 08.07.2014);

разрабатываются методические рекомендации для сотрудников медицинских организаций по работе с родителями, употребляющими спиртные и алкогольные напитки, одурманивающие, психотропные и наркотические вещества (постановление Комиссии № 18 от 29.09.2014).

2.5. Департаментом социального развития Югры размещена на портале «Перспективное детство Югры» и направлена в адрес территориальных комиссий для использования в работе электронная версия сборника информационных материалов «Инновационные технологии работы в сфере поддержки семьи и детей вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» (постановление Комиссии № 18 от 29.09.2014).

2.6. Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обеспечивается направление структурными подразделениями УФСИН России по ХМАО – Югре в адрес территориальных комиссий информации о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или один из родителей (законных представителей) осуждены условно, осуждены к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в целях организации проведения индивидуальной профилактической работы (постановление Комиссии № 2 от 17.02.2014).

В результате проведенной работы в 2014 году по профилактике социального сиротства, устранению причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетних и семей в социально опасном положении, установлены следующие статистические данные о детях:

отобранных в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации в 2013 году у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей;

в отношении которых в органы опеки и попечительства поступили сообщения о нарушении их прав и законных интересов;

оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных за отчетный год.

В 2014 году численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, составила 17 детей, что на 15 % меньше по сравнению с данными 2013 года (20 детей), и на 70 % меньше в сравнении с данными 2012 года (57 детей).

Органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних с данными семьями проведена индивидуальная профилактическая работа.

Из общего числа детей, отобранных у родителей:

3 детей или 17,6 % возвращены родителям (в 2013 году – 10 детей или 50 %, в 2012 году – 18 детей или 31,6 %);

13 детей или 76,5 % устроены в замещающие семьи (в 2013 году – 9 детей или 45%, в 2012 году – 24 ребенка или 42,1 %);

1 ребенок передан под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2013 году – 1 ребенок, в 2012 году – 15 детей или 26,3 %).

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 02.09.2009
№ 232-п «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены» в 2014 году в органы опеки и попечительства муниципальных образований автономного округа поступили сообщения о нарушении прав и законных интересов в отношении 4 300 детей, что на 9% меньше аналогичного показателя 2012 года
(в 2012 году – 4 702 ребенка, в 2013 году – 4 225 детей).

Сокращение значения данного показателя свидетельствует об эффективности проводимой субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальных образований автономного округа работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства.

В автономном округе наблюдается положительная динамика по сокращению численности ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, за 2014 год в автономном округе выявлены 497 детей указанной категории, что на 10,2 % меньше по сравнению с 2013 годом (553 ребенка) и на 22 % меньше по сравнению с 2012 годом.

Кроме того, в автономном округе за последние три года отмечена тенденция сокращения на 43% численности выявляемых социальных сирот, чьи родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах: в 2012 году по указанным причинам выявлены 632 ребенка, в 2013 году – 432 ребенка, в 2014 году – 359 детей.

В то же время наблюдается рост показателя численности родителей, ограниченных в родительских правах на 20 % (с 98 человек в 2012 году до 118 человек в 2014 году).

Данное увеличение обусловлено в первую очередь тем, что органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к родителям избирается не крайняя мера в виде лишения родительских прав, а временная мера, влекущая утрату только части прав родителей.

Преимуществом ограничения в родительских правах является возможность усиления социально-правового контроля и влияния на родителей со стороны органов опеки и попечительства и социальных служб на срок до шести месяцев.

Также отмечается значительный рост числа лишений родительских прав в городах Когалыме (2012 – 17, 2013 – 8, 2014 – 27), Сургуте (2012 – 41, 2013 – 33, 2014 – 36).

В целях организации межведомственного взаимодействия по предупреждению социального сиротства Комиссией утверждены:

межведомственный комплексный план мероприятий по предупреждению совершения правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2015-2017 годы (постановление Комиссии № 23 от 25.12.2014);

межведомственный план по реализации в 2014-2015 годы на территории автономного округа Комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав О.Ю. Голодец от 21.04.2014 № 2378п-П12 (постановление Комиссии № 14 от 31.07.2014).

 

III. Результаты принятых мер по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, чрезвычайных происшествий с детьми, профилактике употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков.

 

3.1. Анализ ситуации на территории Югры по линии правонарушений среди несовершеннолетних и чрезвычайных происшествий с детьми.

По итогам 2014 года произошло снижение уровня подростковой преступности
на 32,3 % (с 957 до 648), на 31,6 % сократилась доля несовершеннолетних участников преступлений. Удельный вес подростковых преступлений от общего числа раскрытых посягательств составил по округу 4,4 % (2013 год - 6,1%).

С точки зрения социально-демографической характеристики, в 2014 году
381 преступление совершено подростками в возрасте 16-17 лет (2013 год - 516).

Остается актуальной проблема наркомании среди подростков. За отчетный период несовершеннолетними совершено 66 преступлений, связанных с наркотиками  (+40,4%, 2013 год -47): 26 - хранение, приобретение наркотических веществ для собственного употребления, 40 - сбыт наркотических веществ (курительных смесей), из них 21 преступление совершено под руководством взрослых лиц.

Причины преступных проявлений среди несовершеннолетних:

безнаказанность за совершение преступлений (в 2014 году в отношении 80% осужденных несовершеннолетних уголовные дела прекращены за примирением сторон);

ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (на индивидуальном профилактическом учете в территориальных органах внутренних дел состоит 1578 родителей (2013 год – 1661);

ненадлежащий контроль за поведением и времяпрепровождением несовершеннолетних;

не вовлеченность детей и подростков в общественно полезную деятельность.

В течение 2014 года зарегистрировано 9 несчастных случаев, связанных с употреблением подростками психоактивных, наркотических веществ и алкогольных напитков (по 2 случая в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, по 1 - в Нефтеюганске, Югорске, Мегионе, Пыть-Яхе, Нягани).

Четверо несовершеннолетних погибли (вдыхали пары освежителя воздуха):
2 в Нижневартовске, 1 в Ханты-Мансийске и 1 Югорске (подростки на учете в ОДН
не состояли). В 2013 году подобных фактов не зарегистрировано.

В целях снижения криминальной активности несовершеннолетних территориальными органами внутренних дел в течение 2014 года приняты превентивные меры.

В ходе повседневной профилактической деятельности выявлены и поставлены на профилактический учет:

1819 подростков, совершивших правонарушения (2013 год - 1843);

995 родителей, ненадлежащим образом выполняющие родительские обязанности
(2013 год - 1066);

151 группа несовершеннолетних, совершившихантиобщественныедействия
(2013 год -161).

По состоянию на последний день отчетного периода на профилактическом учете ОДН состоит 1752 несовершеннолетних (61 осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; 157 обвиняемых в совершении преступлений и не взятых под стражу в период предварительного следствия; 610 совершивших правонарушения, повлекшие меры административной ответственности;513 совершивших преступления до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

За анализируемый период по причине исправления снято с учетов территориальных органов внутренних дел 1207 подростков.

С применением принудительных мер воспитательного воздействия 17 подростков направлены в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей
(2013 год -23), 18 - в специальную учебно-воспитательную школу закрытого типа в городе Сургуте (2013 год -14) и 4 - в специальное училище  закрытого типа.

За совершение различных правонарушений в органы внутренних дел округа доставлено 2073 несовершеннолетних (2013 год - 3043): 537 за употребление спиртных напитков
(2013 год - 566), 10 за употребление наркотиков (2013 год - 18).

Инспекторами ОДН:

составлено 14202 административных протокола (2013 год -13486), в том числе 4973 протокола по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее выполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
(2013 год -4147), 847 - за незаконную реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним (2013 год - 757);

раскрыто 333 преступления (2013 год - 288), в том числе 251 преступление, совершенное в отношении несовершеннолетних (2013 год - 160);

выявлено 46 (2013 год - 49) преступлений по статье 151.1 УК РФ (повторная реализация алкогольной продукции несовершеннолетним) и 13 преступлений по статье 156 УК РФ
(2013 год - 11).

В 2014 году организована работа 351 (2013 год - 357) общественного формированияс участием 4045 граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: 232 «родительские патрули» (2013 год -239),
103 школьных отрядов юных друзей полиции (2013 год -106), 16 добровольных народных дружин (2013 год -12).

В 2014 годусокращено:

на 27% (с 1006 до 1273) количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних;

на 13% количество допущенных самовольных уходов несовершеннолетних (с 919 до 799): 352 из семьи (2013 год - 481) и 447 из государственных учреждений (2013 год - 438).

В автономном округе в 2014 году несовершеннолетними совершено 58 суицидальных попыток (2013 год -72, 2012-154), в том числе:

6 с летальным исходом (2013 год - 5, 2012 год - 7 случаев);

2 повторные попытки (2013 год – 4, 2012 год - 4).

В 2014 году не зарегистрированы случаи совершения суицида несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (2013 год - 1).

Способы совершения суицидальных попыток:

2 случая (4%) огнестрел (2013-2012 годы - 0);

27 случаев (47%) отравление медикаментами (2013 год - 39; 2012 год - 77);

18 случаев (31%) самопорезы (2013 год - 20; 2012 год - 55);

4 случая (7%) повешение (2013 год - 5; 2012 год - 15);

2 случая (4%) прыжок с высоты (2013 год - 6; 2012 год - 6).

В 85 % случаев суицидальные попытки несовершеннолетних носят показательный характер и не имеют умысла на лишение жизни.

Основные причины совершения подростками суицидальных попыток:

41% - конфликты в семье, школе(2013год - 54%; 2012 год -44%);

20% -межличностные взаимоотношения со сверстниками (2013 год -17%, 2012 год - 22%);

2% (1 подросток) - психоэмоциональный взрыв (2012-2013 годы - 0);

2% (1 подросток) шантажное поведение (2013 год - 3%; 2012 год – 0);

38% - причина не установлена (2013 год - 26%; 2012 год - 25%).

Наибольшее количество суицидальных попытокзарегистрированона территории следующих муниципальных образований автономного округа:

23 в Нижневартовске (2013 год - 26; 2012 год - 26);

6 в Сургуте (2013 год - 8; 2012 год - 33);

5 в Мегионе (2013 год - 1);

по 3 случая в Нефтеюганске (2013 год – 7), Ханты-Мансийске (2013 год - 3), Югорске (2013 год - 2), Нягани (2013 год - 3);

по 2 случая в Когалыме (2013 год - 2), Покачи (2013 год - 0), а также Березовском
(2013 год - 3) и Сургутском районах (2013 год - 4).

На территории 6 муниципальных образований автономного округа наблюдается динамика снижения зарегистрированных случаев суицидальных попыток среди несовершеннолетних:

Сургут (2014 год - 6; 2013 год - 8; 2014 год - 33);

Нефтеюганск (2014 год - 3; 2013 год - 7; 2014 год - 12);

Сургутский район (2014 год - 2; 2013 год - 4; 2014 год - 13);

Кондинский район (2014 год - 0; 2013 год - 3; 2014 год - 6);

Пыть-Ях (2014 год - 0; 2013 год - 1; 2014 год - 4);

Нижневартовский район (2014 год - 0; 2013 год - 0; 2014 год - 3);

Радужный (2014 год - 0; 2013 год - 0; 2014 год – 2).

В 7 муниципальных образованиях автономного округа не зарегистрировано ни одного случая суицидальной попытки среди несовершеннолетних: города Лангепас, Радужный,
Пыть-Ях, а также Белоярский, Нефтеюганский, Нижневартовский и Кондинский районы
(в 2013 году таких территорий было 5: Покачи, Радужный, Урай, Октябрьский и Нижневартовский районы; в 2012 году – только Югорск).

В 2014, 2013 и 2012 годах не зарегистрированы сведения о смертности несовершеннолетних по причине злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, неквалифицированной или несвоевременной медицинской помощи в медицинских организациях автономного округа.

3.2. Принятые меры по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, чрезвычайных происшествий с детьми, профилактике употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков.

В целях предупреждения совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, чрезвычайных происшествий с детьми, профилактике употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков, по решениям Окружной комиссии организована в 2014 году следующая работа.

3.2.1. Департаментом образования и молодежной политики Югры:

анализируется деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части организации в 2014 году работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по правовому воспитанию обучающихся, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014);

во взаимодействии с Департаментом здравоохранения Югры, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре разработан план рекомендуемых мероприятий по профилактике социально-значимых заболеваний среди обучающихся образовательных организаций (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014);

создан и размещен на едином официальном сайте государственных органов Югры (портал Департамента образования и молодежной политики Югры) перечень действующих на территории муниципальных образований автономного округа методик, технологий и программ по предупреждению употребления несовершеннолетними спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, профилактике социально-значимых заболеваний (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014).

3.2.2. Департаментом образования и молодежной политики Югры, Департаментом социального развития Югры, Департаментом культуры Югры, Департаментом физической культуры и спорта Югры анализируется деятельность подведомственных учреждений, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность, по решению в 2014-2015 годы вопросов правового воспитания обучающихся (воспитанников) и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014).

3.2.3. Департаментом социального развития Югры:

обеспечивается привлечение представителей общественных организаций (объединений), в том числе Межрегиональной общественной организации «Рабочая молодежь Сибири», в организации досуга и занятости воспитанников детских домов, учреждений социального обслуживания, а также для содействия в воспитании подрастающего поколения (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014).

3.2.4. Департаментом здравоохранения Югры:

обеспечивается ежеквартальное размещение на Интернет-сайтах медицинских организаций автономного округа информационных публикаций по профилактике потребления наркотических и психоактивных веществ, а также содержащих сведения по пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014).

обеспечивается проведение медицинскими организациями автономного округа мероприятий по организации раннего выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психоактивные вещества (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014);

проведено совещание для медицинских организаций автономного округа по вопросам профилактики социально-значимых заболеваний среди несовершеннолетних (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014).

3.2.5. Департаментом общественных и внешних связей Югры реализованмедиа-план информационной кампании по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни среди жителей автономного округа (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014).

3.2.6. Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре организована работа с несовершеннолетними, состоящими на индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях и территориальных органах внутренних дел (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014):

по профессиональной ориентации на военно-прикладные профессии (профессии кадровых военных, МЧС);

по социализации подростков посредством личного участия перечисленных несовершеннолетних в мероприятиях, проводимых в рамках Международных, Всероссийских и межрегиональных соревнований «Школа безопасности», в соревнованиях по поисково-спасательным работам, а также другим мероприятиям, организованным Главным управлением.

3.2.7. Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

организовано в 2014-2015 учебном году проведение структурными подразделениями УФСКН России по ХМАО-Югре мероприятий (классные часы, беседы, викторины, конкурсы) с обучающимися в образовательных организациях, расположенных в городах Когалыме, Лангепасе, Мегионе, Нижневартовске,Покачи, Пыть-Яхе, Радужный, Урае, Югорске, а также Белоярском, Березовском, Нефтеюганском, Октябрьском и Советском районах, по предупреждению немедицинского потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014);

обеспечено проведение среди несовершеннолетних (обучающихся в образовательных организациях, детских домах, центрах социальной помощи семье и детям) в 2014 году структурными подразделениями УФСКН РФ по ХМАО – Югре профилактической акции
«В здоровом теле – здоровый дух!», направленной на предупреждение употребления подрастающим поколением наркотических,  психотропных и одурманивающих веществ (постановление Комиссии № 26 от 17.12.2013);

проведена с участием представителей территориальных комиссий дискуссионная площадка по теме «Анализ состояния детской наркомании. Поиск эффективных путей предупреждения и пресечения употребления несовершеннолетними наркотических, психотропных и одурманивающих веществ» (постановление Комиссии № 26 от 17.12.2013).

3.2.8. Управлением Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югреобеспечивается проведение представителями территориальных органов внутренних дел в 2014-2015 учебном году среди обучающихся образовательных организаций разъяснений требований Федерального закона Российской Федерации от 12.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействиях табачного дыма и последствий курения» (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014).

3.2.9. Управлением Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Сургутским следственным отделом на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России, Департаментом труда и занятости населения Югры, Департаментом культуры Югры, Департаментом образования и молодежной политики Югры, Департаментом социального развития Югры, Департаментом здравоохранения Югры, Департаментом физической культуры и спорта Югры, территориальными комиссиями (постановление Комиссии № 23 от 25.12.2014):

обеспечивается своевременное информирование уполномоченных органов системы профилактики о выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

обеспечивается эффективное использование средств массовой информации для формирования общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их законопослушного поведения, повышения уровня ответственности родителей и законных представителей.

3.2.10. Главами администраций муниципальных образований автономного округа обеспечена разработка видеороликов с сюжетами о вариантах организации досуга, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время и в период летней оздоровительной кампании 2014 года. При этом осуществлена  трансляция видеороликов в эфирах местных телерадиокомпаний и на светодиодных экранах, расположенных на территории муниципальных образований автономного округа (постановление Комиссии № 25 от 17.12.2013).

3.2.11. Территориальными комиссиями проводятся с участием представителей Сургутского следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации мероприятия, направленные на предупреждение совершения противоправных действий в отношении детей на объектах транспортной инфраструктуры: железнодорожного, воздушного и водного транспорта (постановление Комиссии № 9 от 08.07.2014).

3.2.12. Органами управления культуры, физической культуры и спорта муниципальных образований автономного округа разработан алгоритм (порядок) действий по привлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положение, в организованную учреждениями культуры, физической культуры и спорта занятость и оздоровление (постановление Комиссии № 11 от 31.07.2014).

Кроме того, Комиссией контролируется проведение ежегодной межведомственной профилактической операции «Подросток».

В 2014 году в операции «Подросток» приняли участие:

8143 представителей субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальных образований Югры (2013 год – 10296; 2012 год – 9309);

571 представителя общественных организаций (объединений), национальных диаспор (2013 год – 543; 2012 год – 457).

В период проведения операции «Подросток»:

выявлено и поставлено на профилактический учет в территориальные комиссии 409 семей, находящихся в социально опасном положении (2013 год – 581; 2012 год – 552);

оказана помощь 185 родителям (законным представителям) несовершеннолетних в лечении от алкогольной зависимости (2013 год – 148; 2012 год – 175);

оказано содействие 67 несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в получении образования (2013 год – 109; 2012 год – 87);

трудоустроено 12950 несовершеннолетних (2013 год – 12611; 2012 год – 12505);

привлечено 2883 родителей (законных представителей) и граждан к административной ответственности (2013 год – 3465; 2012 год – 3462), из них 1530 родителей (законных представителей) по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних (2013 год – 1547; 2012 год – 1399).

В результате проведенной межведомственной операции «Подросток»:

            уменьшилось на 33% выявленных фактов жестокого обращения с несовершеннолетними (2014 год – 6; 2013 год – 9; 2012 год – 13);

снизилось на 59% количество преступлений, совершенных несовершеннолетними
(2014 год – 99; 2013 год – 240);

            уменьшилось на 37% число лиц, лишенных родительских прав (2014 год – 135; 2013 год – 213; 2012 год – 234);

            уменьшилось на 14% несовершеннолетних, помещенных в специальные образовательные учреждения закрытого типа (2014 год – 7; 2013 год – 6; 2012 год – 12);

            организован отдых 89% (1721) подростков от общего количества состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел (1934).

            Также обеспечена 100% занятость несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях:

            в июне в 5 муниципальных образованиях автономного округа (Радужный, Югорск, Нижневартовский, Октябрьский и Ханты-Мансийский районы);

            в июле в 7 муниципальных образованиях автономного округа (Когалым, Мегион, Нефтеюганск, Покачи, Югорск, а также Кондинский и Октябрьский районы);

            в августе в 7 муниципальных образованиях автономного округа (Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Покачи, Югорск, Ханты-Мансийск и Октябрьский район).

В целях межведомственного взаимодействия по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, чрезвычайных происшествий с детьми, профилактике употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков, Окружной комиссией принято постановление № 24 от 25.12.2014, в соответствии с которым территориальные комиссии создают рабочую группу (рабочие группы) из числа представителей субъектов системы профилактики, общественных организаций, национальных диаспор, добровольцев для проведения в период с 1 июня до 1 октября ежегодной межведомственной профилактической операции «Подросток», в ходе которой обеспечивается:

выявление фактов совершения противоправных и антиобщественных действий и принимаются меры по устранению причин и условий, им способствовавших;

            100% занятость несовершеннолетних, находящихся в социально опасность положении, включая трудоустройство, оздоровление, организацию досуга на летних площадках и во дворах;

            ежемесячное информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних о вариантах отдыха, трудоустройства и занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, в летний период.

            В целях контроля по выполнению порученийКомиссии:

рассматривается ежеквартально на заседанияхвопрос «Об исполнении постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

            изучаются в ходе проведения комплексных межведомственных проверок деятельности территориальных комиссий вопросывыполнения постановлений и решенийКомиссии.

            Об исполнительской дисциплине и эффективности принятых решений (постановлений) можно судить по результатам работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Югры, в том числе территориальных комиссий.

            На заседании Комиссии 15 мая 2014 годапроведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Югры в области реализации ими переданных для исполнения отдельных государственных полномочий по образованию и организации деятельности территориальных комиссий в
2011-2013 годы.

В целом работа территориальных комиссий признана эффективной (постановление Комиссии № 7 от 15.05.2014).

 

IV. Результаты организации трудоустройства и досуга (посещение кружков, спортивных секций, клубов) в свободное от учебы (работы) время несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении.

 

В автономном округе по состоянию на 31 декабря 2014 года:

1601 несовершеннолетних состоят индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях (2013 год - 1748; 2012 год - 1781);

2236 несовершеннолетних (2013 год - 2742; 2012 год - 3224) проживает в 1301 семье (2013 год - 1587; 2012 год - 2018), находящихся в социально опасном положении.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации занятости, отдыха и оздоровления несовершеннолетних, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях, по решениям Комиссии организована в 2014 году следующая работа.

4.1. Территориальные комиссии:

организуют в 2014-2015 годы ежеквартальную разработку и распространение информационных материалов (в том числе в виде буклетов, бюллетеней) об участии несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, в общественной жизни (в школе, в поселке, городе, округе), включая участие детей при проведении конкурсов, спортивных эстафет, соревнований, праздников. При этом обеспечивается размещение информационных материалов в средствах массовой информации (газеты, буклеты), информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», организациях и учреждениях для детей (постановление Комиссии № 1 от 17.02.2014);

обеспечили проведение в 2014 году акции по профилактике жестокого обращения с детьми «Дарить детям добро!», предусматривающей организацию досуговых мероприятий для несовершеннолетних, пропаганду нестандартных форм проведения досуга, формирование полезных привычек и увлечений среди подрастающего поколения (постановление Комиссии
№ 1 от 17.02.2014);

проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, включая семьи воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, с привлечением наставников, волонтеров, представителей общественных организаций, национальных диаспор, Русской Православной церкви (решение Комиссии, принятое 20 ноября 2014 года на совещании).

4.2. Территориальные комиссии городов Нягани, Лангепаса и Радужный обеспечивают ежемесячное направление списков несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальной комиссии, в адрес органов управления культуры, физической культуры и спорта, для организации досуга и оздоровления несовершеннолетних в свободное от учебы (работы) время (постановление Комиссии № 11 от 31.07.2014).

4.3. Главы администраций муниципальных образований автономного округа:

- организовали деятельность органов управления культуры, физической культуры и спорта, в части:

проведения «круглого стола» на тему «Организация работы по привлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, в учреждения культуры, физической культуры и спорта»;

разработки алгоритма (порядка) действий по привлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положение, в организованную учреждениями культуры, физической культуры и спорта занятость и оздоровление (постановление Комиссии
№ 11 от 31.07.2014);

- обеспечивали включение в составы молодежных трудовых отрядов максимального количества несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, достигших 14-летнего возраста (постановление Комиссии № 13 от 31.07.2014);

- обеспечивают во взаимодействии с представителями общественных организаций (объединений), национальных диаспор, религиозных конфессий и волонтеров максимальное посещение несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, летних лагерей спортивного и военно-патриотического направления (решение Комиссии, принятое
26 марта 2014 года на дискуссионной площадке).

4.4. Главы администраций городов Пыть-Яха, Урай, Нягани, Мегиона, Нефтеюганска, Радужный, Когалыма и Белоярского района организовали вовлечение в свободное от учебы время и летний период 2014 года к занятиям физической культурой и спортом максимального количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальной комиссии и территориальном органе внутренних дел, обеспечив, при этом, интересный, для здоровья полезный и безопасный досуг несовершеннолетних (решение Комиссии, принятое
26 марта 2014 года на дискуссионной площадке).

Кроме того, в целях предупреждения правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, организации отдыха подростков, в том числе состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях:

обеспечена деятельность 63 организаций дополнительного образования детей на базе образовательных организаций;

приобретены 28 технопарков для развития технического творчества школьников;

организована деятельность более 6,5 тысяч кружков на базе общеобразовательных организаций, которые посещают 117 686 школьников (каждый второй обучающийся вовлечен во внеурочную деятельность школы);

обеспечена работа 108 клубов по месту жительства детей;

организована деятельность 122 военно-патриотических клубов, 31 клуба и центров технических видов спорта, 55 научных и интеллектуальных клубов, 45 туристических клубов, 232 творческих клубов, 28 молодежных учреждений, 76 детско-родительских клубов на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечена в летний период 2014 года деятельность молодежных трудовых отрядов
(в которых работало около 19 000 несовершеннолетних), 489 лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных организаций, более 200 летних дворовых площадок и клубов по месту жительства, а также с 16.00 часов до 21.00 часа физкультурно-оздоровительная работа на дворовых спортивных площадках, 3 лагеря труда и отдыха и 40 палаточных лагерей (в лагерях отдохнуло более 3,5 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая
900 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).

Вместе с тем, Департаментом труда и занятости населения Югры обеспечивается реализация центрами занятости населения автономного округа мероприятий по содействию трудоустройству несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом по результатам работы 2014 года достигнуты следующие результаты:

1) 93% несовершеннолетних (от общей численности обратившихся подростков в центры занятости населения) охвачены различными формами трудоустройства (2013 год - 96%;
2012 год - 95%), в их числе:

16020 участника временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учёбы время (2013 год - 16635; 2012 год - 15718);

56 участника общественных работ (2013 год - 64; 2012 год - 89);

4 человека трудоустроены в рамках молодежной практики, из числа выпускников учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

Органы службы занятости населения как субъект системы профилактики реализуют мероприятия по адресному вовлечению несовершеннолетних в трудовую деятельность в свободное от учёбы время в рамках Государственной программы автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на
2014–2020 годы»: выявление и учёт несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; адресное информирование подростков  и их родителей о возможности получения государственных услуг в области содействия занятости населения; привлечение подростков к труду.

2) 2440 услуг по временному трудоустройству в свободное от учёбы время получили несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации (2013 год - 2736, 2012 год - 2462). Из них:

711 из многодетных семей (2013 год - 807, 2012 год - 903);

624 из числа состоящих на профилактическом учёте в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (2013 год - 677, 2012 год - 301);

546 из малообеспеченных семей (2013 год - 580, 2012 год - 671);

292 из неполных семей (2013 год -342; 2012 год - 471);

196 из числа состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел
(2013 год - 273, 2012 год - 73);

64 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей человек
(2013 год - 43, 2012 год - 33);

7 инвалидам (2013 год - 14, 2012 год - 10).

Основные виды временных работ, выполняемых подростками: благоустройство и озеленение территорий населенных пунктов, территорий школ, детских садов, библиотек, домов культуры, административных зданий, придорожных городских зон, лесопосадок, береговой зоны, парков, территории, прилегающей к историческим памятникам, мемориалам; высадка цветов, кустарников, оформление клумб; уборка служебных помещений; работа курьером; обслуживание зрелищных мероприятий культурного назначения.

Принятые органами службы занятости населения меры по содействию трудоустройству несовершеннолетних способствует повышению качества жизни семей и несовершеннолетних, формированию первичных трудовых навыкову подростков, трудовой активности, профилактике правонарушений среди подрастающего поколения.

В результате принятых мер по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, определены следующие результаты в летний период 2014 года.

В июне на профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло
1751 несовершеннолетний, что на 9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2013 год – 1925), из них 66% (1161) организован досуг, в том числе:

120 подростков трудоустроены (103 временно, 17 постоянно);

7 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

22 проходили лечение в медицинских оздоровительных центрах, базах, комплексах;

902 занимались в кружках, спортивных секциях, посещают клубы, объединения дополнительного образования детей.

Вывод: в июне 2014 года высокие результаты организации отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях, показали 18 территорий: Лангепас (98%), Мегион (78%), Нефтеюганск (69%), Нижневартовск (64%), Нягань (94%), Покачи (56%), Пыть-Ях (77%), Радужный (100%), Ханты-Мансийск (83%), Югорск (100%), а также Белоярский (82%), Березовский (97%), Кондинский (87%), Нефтеюганский (75%), Нижневартовский (100%), Октябрьский (100%), Сургутский (74%) и Ханты-Мансийский (100%) районы.

В июне на профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло 1362 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживало2320 детей (в 2013 году состояло 1564 семей, в которых воспитывалось 2680 детей).

            Обеспечена занятость 89% детей (не заняты – 11%), в том числе:

57 трудоустроены: временно – 49, постоянно – 8;

13 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

50 проходили лечение в медицинских оздоровительных центрах, базах, комплексах;

894 занимались в кружках, спортивных секциях, посещают клубы, объединения дополнительного образования детей.

Вывод: в июне 2014 года высокие результаты организации различными формами отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, показали 16 территорий: Лангепас (100%), Мегион (93%), Нефтеюганск (79%), Нижневартовск (73%), Нягань (90%), Покачи (62%), Радужный (88%), Сургут (64%), Югорск (100%), а также Белоярский (96%), Березовский (64%), Кондинский (88%), Нефтеюганский (100%), Нижневартовский (56%), Сургутский (59%) и Ханты-Мансийский (77%) районы.

В июле 2014 года на индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло 1742 несовершеннолетних, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2013 год – 1856). Организован досуг 87% (1520), в том числе:

356 трудоустроены (временно – 335, постоянно – 21);

221 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

56 посещали специализированные (профильные) лагеря (палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха);

28 посещали медицинские оздоровительные центры (базы, комплексы);

273 посещали летние (развлекательно-досуговые и физкультурно-спортивные площадки), дворовые площадки.

Вывод: в июле 2014 года высокие результаты организации отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях, показали все муниципальные образования автономного округа, кроме города Пыть-Яха (48%).

При этом 100% организация досуга и занятости несовершеннолетних отмечается
в 7 муниципальных образованиях автономного округа: Когалыме, Мегионе, Нефтеюганске, Покачи, Югорске, а также Кондинском и Октябрьском районах.

В июле 2014 года на профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло 1340 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживало 2335 несовершеннолетних (в 2013 году состояло 1472 семьи, в которых воспитывалось 2389 детей). Организован досуг 85% (1994) детей, в том числе:

129 трудоустроены (временно – 122, постоянно – 7);

442 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

45 посещали специализированные (профильные) лагеря (палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха);

87 посещали медицинские оздоровительные центры (базы, комплексы, лечение в стационаре);

428 посещали летние (развлекательно-досуговые и физкультурно-спортивные площадки), дворовые площадки.

Вывод: в июле 2014 года высокие результаты организации отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, показали все муниципальные образования автономного округа, кроме города Ханты-Мансийска (47%).

При этом 100% организация досуга и занятости несовершеннолетних отмечается
в 9 муниципальных образованиях автономного округа: Когалыме, Лангепасе, Мегионе, Нефтеюганске, Покачи, Югорске, а также Нефтеюганском, Нижневартовском, Советском районах.

В августе 2014 года на индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло 1760 несовершеннолетних, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2013 год – 1875). Организован досуг у 87% (1539), в том числе:

327 трудоустроены (временно – 313, постоянно – 14);

135 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

26 посещали специализированные (профильные) лагеря (палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха);

45 посещали медицинские оздоровительные центры (базы, комплексы);

404 посещали летние (развлекательно-досуговые и физкультурно-спортивные площадки), дворовые площадки.

            Вывод: в августе 2014 года высокие результаты организации отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях, показали все муниципальные образования автономного округа.

При этом 100% организация досуга и занятости несовершеннолетних отмечается в 7 муниципальных образованиях автономного округа: города Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Покачи, Югорск, Ханты-Мансийск и Октябрьский район.

В августе 2014 года на профилактическом учете в территориальных комиссиях состояло 1318 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживало 2308 несовершеннолетних (в 2013 году состояло 1494 семьи, в которых воспитывалось 2475 детей). Организован досуг 83% (1908) детей, в том числе:

88 трудоустроены (временно – 85, постоянно – 3);

194 посещали детские оздоровительные лагеря, загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания;

16 посещали специализированные (профильные) лагеря (палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха);

67 посещали медицинские оздоровительные центры (базы, комплексы, лечение в стационаре);

654 посещали летние (развлекательно-досуговые и физкультурно-спортивные площадки), дворовые площадки;

            74 занимались в кружках на базе учреждений социального обслуживания населения.

Вывод: в августе 2014 года высокие результаты организации отдыха, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, отмечаются во всех муниципальных образованиях автономного округа, кроме Кондинского района (45%).

При этом 100% организация досуга и занятости несовершеннолетних отмечается в 5 городах Когалыме, Лангепасе, Мегионе, Покачи и Ханты-Мансийске.

По результатам мониторинга установлена 100% занятость в июне, июле и августе 2014 года подростков, состоящих на профилактическом учете в территориальной комиссии города Югорска, а также детей из семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих в городе Лангепасе.

При этом город Лангепас также в 2013 году показал отличный результат при организации в летний период отдыха и занятости детей, нуждающихся в помощи и особой заботе государства.

            В целях дальнейшей организации досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в социальном опасном положении, Окружной комиссий утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по предупреждению совершения правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015-2017 годы (постановление Комиссии № 23 от 25.12.2014).

            В план включены мероприятия, способствующие организации досуга, трудоустройства, оздоровления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе:

содействие профессиональной ориентации и трудоустройству в свободное от учебы время несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

организация молодежных трудовых отрядов;

организация семейного досуга для семей, находящихся в социально опасном положении, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

V. Результаты рассмотрения поступивших в Комиссию заявлений и сообщений

о нарушении прав и законных интересов детей.

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 74-оз Комиссияправомочна рассматриватьжалобы, заявления и сообщения о нарушении или ограничении прав и законных интересов несовершеннолетних.

В 2014 году в Комиссию поступило14 письменных заявлений (2013 год - 14):6от родителей (законных представителей), 2 от родственников несовершеннолетнего, 4 от представителей субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 2 от неравнодушных жителей городов Нижневартовска иХанты-Мансийска.

Вопросызаявителей:

о принятии мер за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей(6 заявления);

об оказании содействия в подготовке искового заявления в суд по вопросу определения места жительства несовершеннолетней дочери и взыскании алиментов на содержание ребенка (1 заявление);

о необходимости оформления опеки в отношении двух детей, мать которых находится в изоляторе временного содержания (1 заявление);

о принятии мер в отношении должностных лиц за нарушения прав и законных интересов детей (3 заявления);

о нарушениях требований законодательства со стороны территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (3 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений:

организована индивидуальная профилактическая работа территориальными комиссиями в отношении4 семей;

оформлена опека в отношении двух детей, мать которых находится в изоляторе временного содержания;

подготовлено исковое заявление в суд по вопросу определения места жительства несовершеннолетней дочери и взыскании алиментов на содержание ребенка (исковые требования судом удовлетворены);

приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении 2 должностных лиц за непринятие своевременных мер по защите прав детей и допущение нарушений требований законодательства;

организована работа органов опеки и попечительства по выполнению требований, определенных статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, в части защиты прав и законных интересов 2 детей при установленном (выявленном) факте уклонения родителей (законных представителей) от защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

VI. Результаты принятых мер по подготовкенесовершеннолетних к действиям в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального криминогенного и медико-биологического характера.

 

В целях подготовки несовершеннолетних к действиям в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального криминогенного и медико-биологического характера, Комиссией принято постановление № 1 от 17.02.2014, в соответствии с которым Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре организовалв 2014 году работу с несовершеннолетними, состоящими на индивидуальном профилактическом учете в территориальных комиссиях и территориальных органах внутренних дел:

по профессиональной ориентации на военно-прикладные профессии (профессии кадровых военных, МЧС);

по социализации подростков посредством личного участия перечисленных несовершеннолетних в мероприятиях, проводимых в рамках «Школа безопасности», в соревнованиях по поисково-спасательным работам, а также другим мероприятиям, организованным Главным управлением.

При этом Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Главное управление) организует работу по пропаганде и популяризации среди подрастающего поколения здорового образа жизни, патриотического воспитания, получения практических навыков действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В 2014 году Главным управлением проведены следующие мероприятия, направленные на минимизацию рисков возникновения пожаров и наступления последствий, сопровождающихся гибелью людей, в том числе детей:

2790 комиссионных обследований мест и условий проживания семей, находящихся в социально опасном положении, и попавших в сложную жизненную ситуацию;

3122 беседы на противопожарную тематику в ходе обследования условий проживания семей с детьми;

5752 памятки (листовки) на противопожарную тематику распространены среди жителей муниципальных образований автономного округа;

54 фильма на противопожарную тематику показано в местах временного и постоянного размещения детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, включая учреждения (центры) социальной защиты и образования;

235 бесед на родительских собраниях перед началом нового 2014-2015 учебного года с доведением информации о складывающейся обстановке с гибелью детей на пожарах, а также правилах обучения детей мерам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара.

Также организовано 449 выступлений о возможных последствиях пренебрежения требованиями пожарной безопасности в быту, детской шалости с огнём, а также оставлением детей без присмотра взрослых;

В период с 1 августа по 20 сентября 2014 года организовано проведение сезонной профилактической операции «Школа» и «Месячника безопасности детей», в ходе которых:

проведено 915 практических тренировок по эвакуации людей в случае возникновении чрезвычайной ситуации (пожара) и 2028 инструктажей и бесед с профессорско-преподавательским составом, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам обеспечения безопасности;

опубликованы в печатных средствах массовой информации 43 материала по вопросам обеспечения безопасности образовательных учреждений;

рассмотрены на 11 заседаниях муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и 1 заседание Комиссии вопросы обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений в новом 2014-2015 учебном году.

В соответствии с приказом Главного управления от 22.08.2014 № 463«О подготовке и проведении «Дня знаний» 349 сотрудников Главного управления и его территориальных подразделений приняли участие в проведении торжественных мероприятий, посвященных «Дню знаний» во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в результате которых организованы и проведены
847 уроков по основам безопасности жизнедеятельности с участием
165412 несовершеннолетних, посещающих общеобразовательные и дошкольные учреждения и 19630 студентов профессиональных образовательных учреждений.

Кроме того, в период с 31 декабря 2014 года по 12 января 2015 года организованы посещения должностными лицами федеральной противопожарной службы объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей (в том числе детей), в ходе которых проинструктировано мерам пожарной безопасности 10447 человек.

В период с 22 по 27 сентября текущего года прошел финал XVI окружных соревнований «Школа безопасности» среди учащихся образовательных учреждений
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соревнованиях приняли участие
11 команд из 9 муниципальных образований автономного округа с участием
110 несовершеннолетних (3 команды в средней группе, 8 команд в старшей группе).

В целях пропаганды и популяризации здорового образа жизни, формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера Окружная комиссия рекомендует Главному управлению до 1 апреля 2015 года разместить на сайте Главного управления и в средствах массовой информации (газеты, журналы) краткие результаты проведенной в 2014 году работы с несовершеннолетними

по профессиональной ориентации на военно-прикладные профессии (профессии кадровых военных, МЧС);

по социализации подростков посредством личного участия перечисленных несовершеннолетних в мероприятиях, проводимых в рамках «Школа безопасности», в соревнованиях по поисково-спасательным работам, а также другим мероприятиям, организованным Главным управлением.

 

VII. Результаты проведенных комплексных межведомственных проверок

деятельности территориальных комиссий.

 

На основании статьи 10 Федерального закона Российской Федерации
от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон № 120-ФЗ), пункта 6 статьи 4 Закона
№ 74-оз,Комиссией проведены в 2014 году комплексные межведомственные проверки деятельности восьми территориальных комиссий в городах Покачи, Урай, Сургуте, Нефтеюганске, а также Октябрьском, Сургутском, Нефтеюганском и Белоярском районах
(2013 год – 5 проверок, 2012 год – 5 проверок).

            Выявлены следующие нарушения требований законодательства.

7.1. Нарушение требований Федерального закона Российской Федерации
№ 195-ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ).

7.1.1. Не учитывается факт отсутствия самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, привлеченного к административной ответственности, в целях исполнения требований, предусмотренных п. 2 ст. 32.2 КоАП РФ, то есть взыскания административного штрафа с родителей несовершеннолетнего (нарушение выявлено в Сургуте и Нефтеюганске).

7.1.2. Нарушается требование, предусмотренное п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ: не направляется и (или) нарушается срок направления постановления о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю (нарушение выявлено в Сургуте, Нефтеюганске, а также Белоярском районе).

7.1.3. Нарушаются требования, предусмотренные п. 1 ст. 29.10 КоАП РФ: при формировании постановлений о назначении административного наказания не указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (нарушение выявлено в Сургутском районе).

7.1.4. Нарушаются требования, предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ: территориальная комиссия не вносила представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (нарушение выявлено в Сургутском районе).

7.1.5. Нарушается требование, предусмотренное п. 3 ст. 29.12 КоАП РФ: допущение подписания определений территориальной комиссии «О назначении дела к рассмотрению» не только председательствующим на заседании комиссии, но и секретарем заседания (нарушение выявлено вНефтеюганском районе).

7.1.6. Нарушается требование, предусмотренное п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ: допущение подписания постановлений территориальной комиссии «О назначении административного наказания» не только председательствующим на заседании комиссии, но и секретарем заседания (нарушение выявлено вНефтеюганском районе).

7.1.7. Нарушается требование, предусмотренное п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ: территориальная комиссия допустила нарушение пятнадцатидневного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (нарушение выявлено вНефтеюганском районе).

Также члены территориальных комиссий (исключая сотрудников ОВД) городов Покачи, Урай, Сургута, а также Октябрьского района не реализуют полномочия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 5 статьи 28.3: не составляют протоколы об административных правонарушениях.

            7.2. Нарушение требований, предусмотренных Законом № 120-ФЗ.

7.2.1. Нарушается требование, предусмотренное п. 1 ст. 11 Закона № 120-ФЗ: не принимаются меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетним административного правонарушения (нарушения выявлены в Нефтеюганске, Нефтеюганском и Белоярском районах).

            7.2.2. Нарушается требование, предусмотренное п. 3 ст. 11 Закона № 120-ФЗ, в части выполнения в установленный срок постановлений территориальной комиссии (нарушения выявлены в Покачи, Урай, Сургуте, Нефтеюганске, а также Октябрьском, Сургутском, Нефтеюганском и Белоярском районах).

            7.3. Нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
(далее – Закон № 229-ФЗ).

            7.3.1. Допущено нарушение требования, предусмотренного п. 17 ст. 30 Закона
№ 229-ФЗ: отдел судебных приставов не направил в территориальную комиссию копию постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства по факту неисполнения постановления территориальной комиссии «О назначении административного наказания» (нарушение выявлено вНефтеюганском районе).

            7.3.2. Допущено нарушение срока, предусмотренного п. 8 ст. 30 Закона
№ 229-ФЗ, при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении должника, привлеченного территориальной комиссией к административной ответственности (нарушение выявлено в Белоярском районе).

7.4. Нарушение требований, предусмотренных Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995.

7.4.1. Допущение при формировании постановлений территориальных комиссий перечисления заместителя председателя и (или) ответственного секретаря среди членов территориальной комиссии (нарушения выявлены в Сургуте и Белоярском районе).

7.4.2. Допущения направления запросов за подписью ответственного секретаря территориальной комиссии. Ответственный секретарь комиссии не правомочен вести переписку и направлять запросы, данным полномочием в комиссии наделены только председатель и заместитель председателя (нарушение выявлено в Белоярском районе).

            7.5. Нарушение требований, предусмотренных Законом № 74-оз.

            7.5.1. Не соблюдается кворум при проведении заседаний территориальной комиссии, следовательно, принятые решения не правомочны. Данный факт является нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Закона № 74-оз (нарушение выявлено в Белоярском районе).

            7.5.2. Не осуществляется ежеквартальный анализ о правонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в том числе по реализации профилактических мероприятий. Данный факт является нарушением требований, предусмотренных
п. 9 ст. 14 Закона № 74-оз (нарушение выявлено в Сургуте, Нефтеюганске и Сургутском районе).

            7.5.3. Не соблюдается требование, предусмотренное п. 3 ст. 13 Закона № 74-оз: в состав территориальной комиссии включены не только руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и начальники структурных подразделений субъектов системы профилактики (нарушение выявлено в Нефтеюганске, Нефтеюганском и Белоярском районах).

            7.5.4. Не соблюдается требование, предусмотренное п. 5 ст. 13 Закона № 74-оз, в соответствие с которым сроки подготовки, подписания и направления постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в заинтересованные ведомства, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется положением о территориальной комиссии и утверждается постановлением администрации муниципального образования автономного округа (нарушение выявлено в Нефтеюганске и Белоярском районе).

7.6. Нарушение требований, предусмотренных Порядком организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 2 сентября 2009 года № 232-п (нарушение выявлено в Нефтеюганске, Покачи, Сургуте, Белоярском, Нефтеюганском, Октябрьском и Сургутском районах).

7.7. Нарушение приказа Департамента образования и молодежной политики Югры
от 15 апреля 2014 года № 409 «О предоставлении информации о несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».В Сургуте и Нефтеюганске допущено направление в округ не соответствующей действительности информации в отношении несовершеннолетних, пропускающих уроки в школе без уважительной причины.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 74-оз должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий.

В связи с чем, по результатам проверок в 2014 году направлены в адрес глав администраций городов Покачи, Урай, Сургута, Нефтеюганска, а также Октябрьского, Сургутского, Нефтеюганского и Белоярского районов предложения о принятии мер в отношении должностных лиц, допустивших нарушения требований законодательства.

По результатам проверок территориальных комиссий привлечены к дисциплинарной ответственности 18 должностных лиц (9получили замечания, 2снижено ежемесячное денежное поощрение, 5 – предупреждение, 2 – выговор) .       

           

VIII. Планирование работы Комиссии на 2015 год.

 

В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, обеспечения защиты прав и законных интересов детей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с учетом предложений прокуратуры автономного округа и Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Комиссией утвержден план работы на 2015 год (постановление Комиссии № 26 от 25.12.2014), в который включены мероприятия, предусматривающие выполнение основных задач комиссий на территории Югры, включая профилактику безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних.

Также планом предусмотрено проведение Комиссией комплексных межведомственных проверок деятельности:

территориальных комиссий в городах Когалыме, Лангепасе,Югорске и Березовском районе;

организаций (учреждений), деятельность которых относится к содержанию, воспитанию и (или) обучению несовершеннолетних;

дворовой педагогики на территории муниципальных образований Югры.

Вместе с тем, по постановлениюКомиссии № 20 от 29.09.2014, запланировано
в 2015 году:

создать единый Банк реабилитационных методик, технологий, программ оказания помощи несовершеннолетним, совершившим противоправные действия;

заключить соглашения с судом Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о социально-психологическом сопровождении несовершеннолетних на стадиях досудебного расследования и судебного процесса;

организовать курсы повышения квалификации для специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу досудебного сопровождения несовершеннолетних – как одного из механизмов ресоциализации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия.

Опубликовано: 24.02.2015 14:36        Обновлено: 12.07.2016 10:52