Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Постановление № 18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при

Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

29 сентября 2014 года                                                                                 № 18

 

город Ханты-Мансийск, кабинет 418 здания Дома Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 14 часов 30 минут (сведения об участниках заседания указаны в протоколе)

 

«О принимаемых мерах по предупреждению

социального сиротства»

 

Заслушав и обсудив информацию по вопросу, предусмотренному пунктом 2 постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 12 от 31 июля 2014 года, Комиссия установила.

 

В ходе проведения 13 февраля 2014 года селекторного совещания по вопросу «О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец дано поручение о сокращении на 30 % в течение 2014 года численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовлен следующий прогноз данных о выявлении и семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в автономном округе до конца 2014 года (учитывая достигнутые показатели за предыдущий трехлетний период):

сокращение на 30 % численности детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 320 детей на 01.01.2014 до 224 детей на 01.01.2015;

сокращение на 12 % численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 553 детей на 01.01.2014 до 485 детей на 01.01.2015.

По результатам проведенного анализа статистических данных, определенных в отчетах муниципальных образований автономного округа по форме 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – отчет 103-РИК), наблюдается тенденция роста численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года.

В I полугодии 2014 года:

выявлен на территории автономного округа 251 ребенок, оставшийся без попечения родителей, что на 0,4% выше показателя за аналогичный период 2013 года (I полугодие 2013 года – 250, I полугодие 2012 года – 295);

наблюдается рост числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городах Нягани (на 160 % за счет роста выявленных детей-сирот), Когалыме (на 133 %), Нефтеюганске (на 75 %), Сургуте (на 30 %), а также Нефтеюганском (на 57 %), Октябрьском (на 14 %) и Березовском (на 8 %) районах;

отсутствуют социальные сироты в городах Югорске, Мегионе и Советском районе;

снижена на 92% в Урае и 70% в Радужном численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным за январь-июль 2014 года тенденция увеличения численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, сохраняется в пяти муниципальных образованиях автономного округа: городах Нягани (на 180 % за счет роста выявленных детей-сирот), Когалыме (на 114 %), Нефтеюганске (на 80 %), Сургуте (на 32 %) и Березовском районе (на 14 %).

Основными причинами утраты детьми родительского попечения являются лишение законных представителей несовершеннолетних родительских прав либо их ограничение в родительских правах.

Согласно данным отчета 103-РИК в течение I полугодия 2014 года в автономном округе выявлено по указанным причинам 189 социальных сирот, что составляет 75,3 % от общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В проекте Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что «Наблюдается снижение ценности семейного образа жизни. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников.».

В соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса его устройства.

При выполнении требований законодательства следует учитывать факты проживания детей с бабушками и дедушками либо иными родственниками по различным уважительным причинам (командировка, болезнь родителей, выезд законных представителей за пределы постоянного места проживания на заработки).

Основное внимание федеральных органов власти уделено вопросу минимизации случаев лишения законных представителей несовершеннолетних родительских прав и ограничения их в родительских правах, что, в свою очередь, является результатом деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении системной профилактической работы по предупреждению социального сиротства.

Наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, по причине лишения (ограничения) законных представителей родительских правах: 100 % в Пыть-Яхе, 92 % в Березовском и Кондинском районах, 83% в Лангепасе, 75 % в Октябрьском районе, более 60 % в Нефтеюганске и Белоярском районе, 55% в Нефтеюганском районе.

Данные показатели свидетельствуют о неудовлетворительной организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории перечисленных муниципальных образований автономного округа по предупреждению социального сиротства, выявлению и устранению причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетних и семей в социально опасном положении.

В ходе проверок деятельности органов опеки и попечительства выявлены случаи направления ходатайств органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов внутренних дел, о необходимости лишения родительских прав законных представителей, в отношении которых не проводилась индивидуальная профилактическая работа. Данная позиция не отвечает основным принципам и положениям, определенным в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в части необходимости принятия исчерпывающих мер для сохранения кровной семьи для ребенка.

В целях обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению социального сиротства, Комиссия постановляет:

 

1. Территориальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

проанализировать ход реализации индивидуальных программ социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, на предмет качества выполнения мероприятий, при необходимости внести корректировки в данные программы;

учитывать ход реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, при рассмотрении на заседаниях вопроса «О необходимости подготовки искового заявления в суд на лишение (ограничение) родительских прав законных представителей несовершеннолетних, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Результаты рассмотрения обозначенного вопроса с указанием решений, принятых судебным органом по итогам рассмотрения искового заявления, доводить до членов территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Срок: до 20 января 2015 года (результаты работы в 2014 году), до 20 июля 2015 года (результаты работы за 6 месяцев 2015 года), до 20 января 2016 года (результаты работы за 2015 год).

 

2. Территориальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав городов Нягани, Когалыма, Нефтеюганска, Сургута, Пыть-Яха, Лангепаса, а также Березовского, Кондинского, Нефтеюганского и Октябрьского районов разработать и утвердить (либо внести изменения в действующий) межведомственный план мероприятий по предупреждению социального сиротства.

 

Срок: до 1 ноября 2014 года.

 

3. Территориальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав городов Пыть-Яха, Лангепаса, Нефтеюганска, а также Белоярского, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского и Октябрьского районов:

3.1. Принять меры по исключению принятия решений о подготовке искового заявления в суд на лишение (ограничение) родительских прав законных представителей несовершеннолетних, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, без учета реализации комплекса исчерпывающих профилактических мер, направленных на сохранение кровной семьи для ребенка.

 

Срок: до 1 ноября 2014 года.

 

3.2. Проанализировать:

причины, послужившие основанием для направления в 2014 году исковых заявлений в суд на лишение (ограничение) родительских прав законных представителей несовершеннолетних, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

ход реализации (до подачи искового заявления в суд) мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.

При установлении факта неисполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, направить предложение в адрес руководителя соответствующего ведомства (органа, учреждения) о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших бездействие по выполнению решения территориальной комиссии и нарушивших при этом требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

Срок: до 30 декабря 2014 года.

 

4. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

4.1. Внести настоящим постановлением изменения в план работы на 2014 год, в части изменения срока проведения семинара на тему «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми».

Обеспечить проведение запланированного семинара в 4 квартале 2014 года.

 

Срок: 29 сентября 2014 года.

 

4.2. Обеспечить направление кратких обобщенных результатов проведенных в 2014 году комплексных межведомственных проверок организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городах Сургуте, Покачи, Урае, Нефтеюганске, а также Белоярском, Октябрьском Сургутском и Нефтеюганском районах, в том числе при проведении профилактических мероприятий по предупреждению социального сиротства:

главам администраций муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Краткие обобщенные результаты проверок также разместить на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

Срок: до 30 декабря 2014 года.

 

4.3. Организовать проведение комплексной межведомственной проверки деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Березовского района.

 

Срок: до 1 апреля 2015 года.

4.4. Оставить без удовлетворения предложение Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2014 года (№ 32-Исх-2544) о внесении изменений в Регламент проверки деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 9 от 5 марта 2013 года, в части исключения из состава рабочей группы, осуществляющей проверку, представителя Службы контроля автономного округа.

 

Срок: 29 сентября 2014 года.

 

5. Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разместить на портале «Перспективное детство Югры» и направить в адрес территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для использования в работе электронную версию сборника информационных материалов «Инновационные технологии работы в сфере поддержки семьи и детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

Срок: до 30 октября 2014 года.

 

6. Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработать методические рекомендации для сотрудников медицинских организаций по работе с родителями, употребляющими спиртные и алкогольные напитки, одурманивающие, психотропные и наркотические вещества.

Методические рекомендации направить в медицинские организации, действующие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и комиссию по делам несовершенолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Срок: до 1 февраля 2015 года.

 

 

 

Председатель Комиссии            А.А. Путин

Опубликовано: 01.10.2014 13:25        Обновлено: 12.07.2016 10:55