Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Постановление № 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

15 мая 2014 года                                                                                                                                                                     № 6

 

город Ханты-Мансийск, кабинет 308 здания Дома Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 15.00 часов (заседание проходит в режиме видеоконференции с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; сведения об участниках заседания указаны в протоколе заседания Комиссии)

 

«Об устранении причин условий, способствовавших

непринятию своевременных мер по защите прав

и законных интересов несовершеннолетних»

 

Заслушав и обсудив обращения Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 21 апреля 2014 года (№ 01.09-Исх-700), от 14 мая 2014 года (№ 01.09-Исх-883), Комиссия установила:

 

Субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры допускаются следующие нарушения законодательства при решении вопросов обеспечения защиты прав и законных интересов детей, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними по требованиям законодательства, в том числе Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ).

В городе Мегионе:

- неверная квалификация противоправных действий несовершеннолетних (повреждение в апреле 2013 года имущества в заброшенном здании детского сада) способствовала неправомерной постановке несовершеннолетних на профилактический учет в территориальный орган внутренних дел (по данному факту внесено представление прокуратуры в адрес территориального органа внутренних дел);

- непринятие субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Мегиона своевременных и необходимых мер по устранению причин и условий нахождения семьи в социально опасном положении (семья с 19.01.2012 находится на профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) привело к совершению несовершеннолетним административных правонарушений по статьям 6.9 и 20.2 КоАП РФ, а также употреблению подростком веществ, представляющих опасность его жизни и здоровью (29.10.2013 несовершеннолетний направлен на лечение в казенное учреждение автономного округа «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы»);

- непринятие территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав мер по внесению в соответствие со статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетним административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении рассмотрен 14 ноября 2013 года на заседании территориальной комиссии);

- нарушение территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав срока рассмотрения факта самовольного ухода несовершеннолетней из семьи, и, как следствие, поздняя организация проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней со стороны субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Мегиона. В соответствии с поручением заместителя Губернатора автономного округа, председателя Комиссии от 16 октября 2012 года (исх. № АП-20983) территориальная комиссия рассматривает безотлагательно (в течение 15 календарных дней с момента поступления сведений о чрезвычайном происшествии с несовершеннолетним) на заседании факт чрезвычайного происшествия с несовершеннолетними. Заместитель председателя территориальной комиссии 27 ноября 2013 года проинформирован о самовольном уходе несовершеннолетней из семьи, однако данный факт рассмотрен на заседании спустя 4 месяца (3 апреля 2014 года) с момента его совершения. Несвоевременная организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней способствовала дальнейшему совершению подростком самовольных уходов из семьи, пропускам занятий в школе без уважительной причины, смене двух школ в период с декабря 2013 года по апрель 2014 года.

В городе Урае:

            - незаконное составление протокола об административном правонарушении от 31 января 2013 года по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ в отношении отца несовершеннолетнего по факту причинения последним телесных повреждений несовершеннолетнему во время тренировки по дзю-до;

            - незаконное доставление несовершеннолетних в территориальный орган внутренних дел по факту причинения телесных повреждений несовершеннолетнему во время тренировки по дзю-до;

            - незаконное нахождение несовершеннолетнего на профилактическом учете в территориальном органе внутренних дел с даты отмены прокуратурой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

            - незаконное принятие территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (по данному факту глава администрации рассмотрел представление прокуратуры и принял меры дисциплинарного воздействия в отношении виновного должностного лица).

            По перечисленным фактам нарушения требований законодательства территориальный орган внутренних дел рассмотрел представление прокуратуры и принял меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных должностных лиц.

В городе Сургуте:

- непринятие органом опеки и попечительства мер, предусмотренных Порядком организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 2 сентября 2009 года № 232-п (далее – Порядок), по факту получения 20 декабря 2012 года из бюджетного учреждения автономного округа «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» информации о нахождении малолетнего ребенка, 2010 года рождения, на попечении 16-летнего брата. Попытки обследовать 24.12.2012 и 28.12.2012 условия проживания несовершеннолетних не удались, однако повторный визит в семью осуществлен органом опеки и попечительства 09.01.2013, в ходе которого не выявлены факты нарушения прав и законных интересов детей, но установлено нахождение семьи в трудной жизненной ситуации. По данному факту орган опеки и попечительства не подготовил необходимое заключение. Вместе с тем, при повторном установлении 30.08.2013 нахождения семьи в трудной жизненной ситуации, орган опеки и попечительства вынес заключение о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с семьей. Данный факт является препятствием для проведения комплексной, своевременной и необходимой помощи семье со стороны субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Сургута и, как следствие, непринятие своевременных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- допущение направление в адрес Комиссии несуществующего в действительности документа (письмо главного врача казенного учреждения автономного округа «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» от 31.12.2012 (исх. № 02-12/9055) в адрес председателя Комитета опеки и попечительства администрации города Сургута). Факт отсутствия документа с указанными реквизитами в системе делопроизводства данного лечебного учреждения подтверждается письмом главного врача казенного учреждения автономного округа «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» от 15.05.2014 (исх. № 02-11/1032);

- допущение унижения человеческого достоинства ребенка и нарушение педагогической этики со стороны должностного лица муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей № 3 города Сургута. По данному факту приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении виновного должностного лица.

В городе Пыть-Яхе:

- нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона № 120-ФЗ, со стороны муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» по факту выявления 5 февраля 2013 года злоупотребления несовершеннолетним летучих растворителей с вредными последствиями. Учреждение здравоохранения не проинформировало субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Пыть-Яха о данном факте, что, в свою очередь, препятствовало своевременному комплексному принятию профилактических мер по предупреждению употребления подростком указанных веществ, представляющих опасность его жизни и здоровью (решение об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним принято 2 октября 2013 года на заседании территориальной комиссии после обращения Уполномоченного по правамребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре);

- нарушение срока исполнения поручения, предусмотренного пунктом 4.2 постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 494 от 2 октября 2013 года. Бюджетному учреждению автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос» следовало  в срок до 20 октября 2013 года направить в территориальную комиссию разработанную индивидуальную программу социальной реабилитации семьи, однако данное решение выполнено 29 октября 2013 года (исх. № 2223). Данный факт является нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 Закона № 120-ФЗ;

- безосновательно принятое решение территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятие семьи «с социального патронатного сопровождения в связи с отказом клиента от услуг» (постановление № 122 от 5 марта 2014 года). Территориальной комиссией установлен факт нахождения семьи в социально опасном положении, в связи с чем, решение «о прекращении проведения патронатного сопровождения семьи со стороны бюджетного учреждения автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос» противоречит требованиям статьи 7 Закона № 120-ФЗ.

На территории Сургутского района установлен факт непринятия территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав своевременных мер по проведению комплексной профилактической работы с несовершеннолетней, совершающей самовольные уходы из семьи. Территориальная комиссия 12 сентября 2013 года информирована территориальным органом внутренних дел о совершении несовершеннолетней самовольных уходов, однако решение о проведении профилактической работы с подростком принято спустя 4 месяца (30 января 2014 года). Данный факт является нарушением поручения председателя Комиссии от 16 октября 2012 года (исх. № АП-20983).

В целях исключения из практики работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних непринятия своевременных и оперативных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, а также обеспечения устранения причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетних и семей в социально опасном положении, Комиссия постановляет:

 

1. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обеспечить направление на курсы повышения квалификации должностных лиц территориальных органов внутренних дел городовМегиона, Сургута, Пыть-Яха, Урая и Сургутского района по вопросу исполнения требований законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях и формировании, при этом, доказательственной базы.

 

Срок: до 30 декабря 2014 года.

 

2. Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

2.1. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос», допустивших нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

2.2. Изучить деятельность бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос» на предмет исполнения требований законодательства по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая формирование и ход реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также нуждающихся в помощи государства в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Результаты деятельности учреждения с информацией о выявленных нарушениях и принятых при этом мерах направить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Срок: до 1 августа 2014 года.

 

3. Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница», допустивших нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

4. Рекомендовать главе администрации города Мегиона рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, обеспечивающих деятельность территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, допустивших нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

5. Рекомендовать главе администрации города Сургута рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органа местного самоуправления муниципального образования город Сургут, допустивших нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления, в том числе за направление в Комиссию несуществующего в действительности документа (письмо главного врача казенного учреждения автономного округа «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» от 31.12.2012 (исх. № 02-12/9055) в адрес председателя Комитета опеки и попечительства администрации города Сургута).

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

6. Рекомендовать главе администрации города Пыть-Яха рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, обеспечивающих деятельность территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, допустивших нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

7. Рекомендовать главе администрации Сургутского района рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, обеспечивающих деятельность территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, за нарушения, определенные в установочной части настоящего постановления.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

8. Территориальным комиссиям по делам несовершенолетних и защите их прав городов Сургута, Мегиона, Пыть-Яха и Сургутского района провести совещание с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу реализации Регламента межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций на территории муниципального образования автономного округа округе – Югре при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

На совещании рассмотреть вопрос соблюдения требований законодательства при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также при установлении факта нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Срок: до 1 июля 2014 года.

 

9. Рекомендовать главам администраций городовУрая,Мегиона, Сургута, Пыть-Яхаи Сургутского района организовать направление на курсы повышения квалификации должностных лиц, обеспечивающих деятельность территориальных комиссий по делам несовершенолетних и защите их прав, по вопросам исполнения требований законодательства при рассмотрении территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав протоколов об административных правонарушениях.

 

Срок: до 30 декабря 2014 года.

 

 

Председательствующий на заседании:

заместитель председателя Комиссии                                                                                                               Т.А.Черкашина

Опубликовано: 19.05.2014 11:13        Обновлено: 12.07.2016 10:55