Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Приложение 1 к постановлению № 27

Приложение 1

к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и

защите их прав при ПравительствеХанты-Мансийского

автономного округа – Югры№ 27 от 17 декабря 2013 года

 

Примерное положение

по закреплению наставников (общественных воспитателей) за несовершеннолетними для содействия субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих совершению подростками противоправных действий, самовольных уходов из семей, государственных учреждений, а также помощи в воспитании несовершеннолетнего с учетом приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека

 

1.        Общие положения.

1.1.Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, самовольных уходов, а также повышения роли общественности в воспитании подрастающего поколения через развитие персонального шефства над детьми, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел и (или) территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – территориальные комиссии).

1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации  от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и приказом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01.08.2013 № 641.

1.3.Наставники несовершеннолетних (далее – шеф-наставник, наставник) – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, способный по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным наставником, социально-положительным примером для несовершеннолетнего, а также добровольно возлагающий на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, состоящего на индивидуальном профилактическом учете в органах внутренних дел и (или) территориальных комиссиях.

1.4.Шефы – наставники назначаются следующим несовершеннолетним для предупреждения безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, содействия субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих совершению подростками противоправных действий, самовольных уходов из семей, государственных учреждений, а также помощи в воспитании подрастающего поколения с учетом приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека:

освобожденным от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

не подлежащим уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества ;

осужденным за совершение преступлений небольшой и средней тяжести освобожденными судом от наказания с применением мер принудительных мер воспитательного воздействия к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

совершившим неоднократные (два и более раз) самовольные уходы из дома или государственных учреждений;

находящимся в социально опасном положении.

1.5. Шеф-наставник назначается из числа представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутатов, волонтеров, членов дружин по охране общественного порядка, представителей ветеранских и общественных организаций, авторитетных и уважаемых людей муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  Шеф-наставник выполняет свои обязанности на безвозмездной основе.

1.6. При назначении шефа-наставника родители или лица, их заменяющие, не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и ответственности за его поведение.

1.7. При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними шефы-наставники взаимодействуют с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, родителями несовершеннолетнего или лицами, их заменяющими;администрацией и педагогами образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний;общественными организациями;органами внутренних дел (участковыми уполномоченными полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних и др.) органами ученического самоуправления в школе; родительской общественностью (общешкольным родительским комитетом, классным родительским комитетом и т. д.); медицинскими работниками, врачами.

 

2. Механизм назначения шефов-наставников.

2.1. Шефами-наставниками не могут быть лица:

- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;

- отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

- не исполняющие по состоянию здоровья родительские обязанности;

-имеющие судимость;

-привлекавшиеся к административной ответственности, предусмотренной статьями 5.35, 6.7 - 6.14, 7.27, 19.23, 20.1, 20.3, 20.20, 20.21, 20.22, 20.28, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. Учет лиц, желающих выполнять обязанности наставника, осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Назначение наставника осуществляется соответствующим постановлением территориальной комиссии с учетом личностных, возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего, с согласия родителя (законного представителя) и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет.

Копия постановления, а также памятка с информацией о правах и обязанностях наставника, утвержденная председателем территориальной комиссии, выдается наставнику.

2.3. Территориальная комиссия:

2.3.1. Сообщает по месту основной работы (учебы) наставника о решении с приложением ходатайства на имя руководителя о поощрении работника, выполняющего в свободное от работы (учебы) время задачи шефа-наставника.

2.3.2. Направляет родителям (законным представителям) несовершеннолетнего копию постановления о назначении наставника, в которой, с согласия наставника, сообщаются его данные: фамилия, имя, отчество, контактные телефоны, место основной работы (учебы).

2.3.3. Обеспечивает включение в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего мероприятия, проводимые наставником.

 

3. Задачи наставников и права несовершеннолетних.

            3.1. Основные задачи шефа-наставника:

- участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих способностей, возможностей и полномочий;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

- проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения совершения им антиобщественных действий, административных правонарушений, повторных общественно опасных деяний, преступлений;

- взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего.

3.2. Несовершеннолетнему, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа с участием шефа-наставника, обеспечиваются права и свободы, гарантированные международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

4. Права и обязанности наставника.

  4.1. Шеф-наставник имеет право:

- посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы;

- оказывать консультативную помощь подросткам, родителям (законным представителям);

- проводить разъяснительную работу с родителями (законными представителями) о порядке привлечения к ответственности за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

- вносить на обсуждение территориальной комиссии предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению подростками противоправных действий, самовольных уходов из семей, государственных учреждений, а такжепринимать участие на заседаниях территориальной комиссии;

- содействовать несовершеннолетнему в организации занятости, досуга, дополнительного образования в свободное от учебы (работы) время, продолжении получения образования, проведении осмотра врачами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья, получении иного медицинского обслуживания;

- принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;

- получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимую информацию о несовершеннолетнем, его родителях (законных представителях), связанную с исполнением своих обязанностей, как наставника;

- обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за необходимой помощью и содействием в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;

- принимать участие на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации специалистов по вопросам совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.2. Шеф-наставник обязан:

- в пределах своих полномочий и возможностей оказывать родителям (законным представителям) помощь по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;

- создавать условия для отказа несовершеннолетним от вредных привычек (при их наличии), противоправных и антиобщественных действий, от нарушений прав и интересов граждан, его окружающих (при проявлении намерений для их совершения);

- содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательнойорганизации, а также наблюдать за его успеваемостью, поведением в образовательной организации, на работе, в семье, на улице и в иных общественных местах;

- оказывать, при необходимости, содействие несовершеннолетнему в трудоустройстве, временной занятости либо получении знаний, умений и (или) навыков в учреждениях дополнительного образования, отдыха, досуга, спорта, культуры, искусства;

- принимать меры к созданию надлежащих условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;

- способствовать формированию у несовершеннолетнего правосознания, правовой культуры, навыков общения, поведения;

- оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего морально-нравственных ценностей и патриотизма;

- прививать несовершеннолетнему чувство ответственности перед обществом и государством;

- оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами его  семьи, окружающими. При необходимости информировать субъекты системы профилактики о наличии конфликтов, разногласий, противоречий между несовершеннолетним и родителями (законными представителями), членами семьи и окружающими.

 

5. Основания для прекращения деятельности наставника.

            5.1. Шеф-наставник прекращает свою деятельность в случаях устранения причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетнего в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; достижения несовершеннолетним восемнадцатилетнего возраста; изменения места жительства несовершеннолетнего; отказа выполнять обязанности наставника; смерти несовершеннолетнего.

5.2. Прекращение деятельности шефа-наставника (назначение другого наставника) оформляется соответствующим постановлением территориальной комиссии в случаях поступивших в территориальную комиссию предложений от наставника, субъектов системы профилактики, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, а также в случае неисполнения (ненадлежащего) исполнения наставником своих обязанностей и полномочий.

 

6. Поощрение наставников

6.1. Наставники, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по ходатайству (представлению) территориальной комиссии могут поощряться органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, председателем территориальной комиссии, организациями (учреждениями) по месту их работы (учебы).

6.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждает виды и форму поощрений наставников, а также может организовывать и проводить конкурсы на лучшего наставника.

6.3. Список лучших наставников, в том числе по итогам конкурсов, публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Опубликовано: 23.12.2013 11:51        Обновлено: 19.02.2014 13:38