Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Результаты проверок территориальных комиссий в 2011 году

Информация

о нарушениях законодательства, выявленных при проведении проверок

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

муниципальных образований Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2011 году

 

09.07.2012                                                                                                      г. Ханты-Мансийск

 

На основании пункта 1 постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.07.2011 № 5 «О причинах низкой эффективности принимаемых мер по профилактике преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии», в соответствии с распоряжением заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.08.2011 № 109-р «Об утверждении графика проведения проверок территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в период с июля по декабрь
2011 года проведены выездные мероприятия по устранению причин и условий нарушения законодательства и оказанию методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав в 22 муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – территориальные комиссии).

Выявлены следующие нарушения требований законодательства.

1. Не соблюдаются следующие нормы Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ).

Протоколы о рассмотрении дел об административных правонарушениях (статья 29.8 КоАП РФ) не составляются (г.Ханты-Мансийск).

В протоколах о рассмотрении дел об административных правонарушениях событие рассматриваемого административного правонарушения (статья 29.8 КоАП РФ) не указывается (г.Мегион).

В постановлениях территориальной комиссии о назначении административного наказания размер дохода правонарушителя, а также наличие отягчающих (статья 4.3 КоАП РФ) и смягчающих (статья 4.2 КоАП РФ) административную ответственность обстоятельства по делу об административном правонарушении не указывается, что является необходимым при вынесении административного наказания (статья 26.1 КоАП РФ) (г.г. Мегион, Югорск, Пыть-Ях, Урай, Нефтеюганск, Советский и Белоярский районы), не указывается информация о получателе штрафа (часть 1.1. статья 29.10 КоАП РФ) (г.Нефтеюганск).

Постановления о назначении административного наказания принимаются при отсутствии материалов, способствующих подтверждению или установлению фактов, являющихся основаниям для установления виновности лица, в отношении которого составлен административный протокол (г.Урай).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 29.8 КоАП РФ такое дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В постановлениях о назначении административного наказания допускается указание сведений о порядке уплаты административного штрафа, противоречащих требованиям статьи 32.2 КоАП РФ («внести штраф в течение 30 дней со дня вручения постановления») (Нефтеюгансий район).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Меры по взысканию административных штрафов с лиц, не исполнивших постановление территориальной комиссии о назначении административного наказания (пункт 5 статья 32.2 КоАП РФ) не принимаются (г.г. Мегион, Ханты-Мансийск и Сургутский район).

Меры по привлечению к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ лиц, уклонившихся от уплаты административного штрафа не принимаются. В связи с чем не ведется учет и информация о лицах указанной категории не направляется в органы внутренних дел для составления протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ за неисполнение постановлений комиссии (г.Югорск, Советский, Белоярский районы).

2. Не в полной мере соблюдаются требования закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.10.2005 № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – закон 74-оз).

Названия территориальных комиссий Нефтеюганского района, городского поселения Пойковский, сельского поселения Салым не соответствуют требованиям федерального законодательства, закона 74-оз. В правовых актах территориальной комиссии применено название – «территориальная комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав».

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и законом 74-оз предусмотрено название «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Заседания территориальной комиссии проводятся при отсутствии кворума (в п ротоколе заседания территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.05.2011 указано присутствие 12 членов комиссии из имеющихся 26, т.е. менее половины ее членов) (г. Пыть-Ях).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона 74-оз заседание территориальной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

Протоколы заседаний территориальной комиссии не ведутся (пункт 1 статья 16 закона 74-оз) (г. Урай, Нижневартовский район);

На заседании комиссии принимаются постановления не по каждому рассматриваемому вопросу (пункт 13 статья 15 закона 74-оз) (г. Пыть-Ях);

Ежеквартальный анализ реализации профилактических мероприятий, проводимых с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления, не проводится (пункт 9 статьи 14 закона 74-оз) (Сургутский район).

Комплексный анализ данных о положении детей в целом на территории муниципального образования не осуществляется  (пункт 9 статья 14 закона 74-оз) (г. Покачи).

Вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений территориальной комиссии перед компетентными органами не ставятся (пункт 9 статья 15 закона 74-оз) (г. Сургут).

3. Не всегда соблюдаются нормы законов и правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно.

Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум при территориальной комиссии города Пыть-Яха (далее - ПМПК) в противоречие требованиям Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.

Данным письмом определено создание ПМПК на базе образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов, в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения.

Меры по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения органом опеки и попечительства Управления образования не принимаются (пункт 1 статьи 121, 148 Семейного кодекса Российской Федерации)
(г. Урай).

Согласно пункту 4 постановления главы города Урай от 18.08.2003
№ 883 «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Н.» за подопечными Н. закреплено жилое помещение по улице Б., дом 8, квартира 2, город Урай. Однако постановлением главы города Урай от 29.12.2006 № 3256 данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Документы, подтверждающие закрепление иного (пригодного для проживания) жилого помещения за подопечными, в том числе внесение его в реестр нуждающихся в приобретении жилого помещения, отсутствуют.

В правовых актах, регламентирующих деятельность территориальной комиссии, отмечается несоответствие нормам законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Пыть-Ях).

Так, статьей 1 постановления главы муниципального образования установлено, что территориальная комиссия является координирующим органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, что противоречит пункту 1 статьи 13 закона 74-оз (г. Пыть-Ях, постановление от 30.01.2006 №11 (с изменениями от 20.08.2007 № 137)).

Статьей 3 Положения о территориальной комиссии установлено, что возглавляет комиссию – заместитель главы муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что противоречит пункту 3 статьи 13 закона 74-оз (г. Пыть-Ях).

Кроме того, выявлены замечания, на которые следует обратить внимание территориальным комиссиям при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

На заседаниях территориальной комиссии вопросы, утвержденные планом работы на 2011 год не рассматриваются. Повестки заседаний председателем комиссии не утверждаются (г. Мегион).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях допускается, в большинстве случаев заочно, в отсутствие нарушителя, что препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела, принятию законного и обоснованного решения, соблюдению прав и законных интересов всех участников дела. А как следствие ограничивает применение профилактических мер, а также способствует уклонению от уплаты штрафа и дальнейшему совершению противоправных действий несовершеннолетними (Нижневартовский, Советский, Белоярский районы, г.г.Мегион, Югорск).

Такие меры, как вынесение определения об отложении рассмотрения дела в отношении лиц, не явившихся на комиссию без уважительной причины (пункт 7 часть 1 статья 29.7 КоАП РФ) и вынесение определения о приводе (часть 3 статья 29.4 КоАП РФ, пункт 8 часть 1 статья 29.7 КоАП РФ) не используются (г. Югорск, Советский и Белоярский районы).

В постановлении территориальной комиссии о назначении административного наказания от 26.05.2011 № 77 указываются противоречивые сведения о лице (в вводной части постановления указаны сведения о месте работы привлекаемого лица, а в резолютивной части постановления привлекаемое лицо определено, как неработающее) (Нефтеюганский район).

Эффективное взаимодействие между бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхский центр занятости населения» и территориальной комиссией не осуществляется
(из 9 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в комиссии, трудоустроено только 2) (г.Пыть-Ях).

В регистрационных карточках на несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, информация о проводимых профилактических мероприятиях не фиксируется. Отмечается формальный подход при проведении профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (г. Пыть-Ях).

Право подачи исковых заявлений в суд для рассмотрения вопроса о лишении и восстановлении в родительских правах (пункт 1 статья 70. пункт 3 статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) территориальной комиссией не используется (г. Урай). Все исковые заявления в суд в отношении 17 родителей поданы органом опеки и попечительства администрации города Урай.

Полномочия заместителя председателя территориальной комиссии, в том числе правомочность замещать председателя территориальной комиссии в период его отсутствия в должностной инструкции начальника отдела по организации деятельности территориальной комиссии Нефтеюганского района, утвержденной постановлением главы Нефтеюганского района от 01.11.2007 № 433-п, не указаны.

В индивидуальных программах реабилитации несовершеннолетних профилактические мероприятия, в основном, возлагаются на образовательные учреждения (Нефтеюганский район).

Меры по организации индивидуальной профилактической работы принимаются не со всеми несовершеннолетними, нарушившими требования законодательства (г. Мегион, Нижневартовский и Советский районы).

Персональный подход при составлении индивидуальных программ реабилитации семьи не соблюдается. При планировании профилактических мероприятий с родителями, злоупотребляющими алкогольными напитками, квалифицированные специалисты не привлекаются. Информация об исполнении программы реабилитации несовершеннолетних заполняется не регулярно. В постановлениях территориальной комиссии сроки исполнения поручений не указываются (Нефтеюганскийого район).

Исполнение постановлений территориальной комиссии контролируется не в полном объеме (г.г. Югорск, Нефтеюганск, Белоярский и Нефтеюганский районы).

Председательство на заседании комиссии, подготовка постановлений и представлений территориальной комиссии осуществляется неуполномоченным на то лицом (г. Нягань).

Так, согласно постановлению Администрации города Нягани от 14.10.2009 № 4689 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации города Нягани от 18.07.2008 № 2513» председателем территориальной комиссии являлся Заковряжин Г.Г., однако с 21.07.2011 в Администрации города Нягани произошли организационно-кадровые изменения, на должность заместителя главы Администрации города по социальной политике назначен Ямашев И.П., который на момент проверки
(в сентябре 2011 года) руководил территориальной комиссией без соответствующего распорядительного документа.

В журнале Детской общественной приемной допускается фиксация мероприятий, которые не проводились (16 декабря 2011 года в журнале сделана запись «проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи по улице Новаторов, 16, город Ханты-Мансийск», хотя семья не посещалась, что подтвердили специалисты отдела, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии) (г. Ханты-Мансийск).

В ходе проверок не выявлены нарушения требований законодательства в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних территориальных комиссий городов Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Радужный, а также Кондинского, Октябрьского, Березовского и Ханты-Мансийского районов.

Справки (акты) по результатам проверок направлены председателям территориальных комиссий для сведения и принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений законодательства.

 

Опубликовано: 01.08.2012 09:51        Обновлено: 12.07.2016 10:50