Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Результаты проверок территориальных комиссий в 2012 году

Информация

о нарушениях законодательства, выявленных в 2012 году при проведении межведомственных проверок деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

          На основании статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон
№ 120-ФЗ), пункта 6 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 12.10.2005 № 74-оз (далее – Закон № 74-оз), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Окружная комиссия) организованы в 2012 году проверки деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городах Мегионе, Нижневартовске, Пыть-Яхе, Ханты-Мансийске, а также в Нижневартовском районе.

          Выявлены следующие нарушения требований законодательства.

 

1. Нарушение требований Закона № 120-ФЗ.

          Не организуется работа со всеми несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, а также с их родителями (законными представителями), в том числе:

          - безнадзорными (Мегион, Нижневартовск);

- находящимися в состоянии опьянения в общественном месте (Мегион, Пыть-Ях, Нижневартовск);

- употребляющими спиртные напитки, алкогольную продукцию (Мегион, Нижневартовский район, Нижневартовск, Пыть-Ях).

          Территориальная комиссия города Мегиона рассмотрела 05.08.2010 на заседании постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетней, 1997 года рождения, по факту хищения чужого имущества. В соответствии со статьей 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 г., в отношении подростка применена мера воздействия в виде предупреждения.

          При этом, территориальная комиссия не рассмотрела вопрос проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней, а также возможность ходатайства перед судом о помещении подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Законом № 120-ФЗ. Своевременно непринятый комплекс мер в отношении несовершеннолетней привел к совершению подростком тяжкого преступления (убийство).

 

2. Нарушение требований Закона № 74-оз.

          В Мегионе, Пыть-Яхе и Ханты-Мансийске составлена информация о положении детей на территории муниципального образования, которая не направлялась в заинтересованные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не рассматривалась на заседаниях территориальных комиссий.

Комплексный анализ полученных данных о положении детей в целом на территории муниципального образования город Мегион в 2011 году не проводился, что является нарушением требований, предусмотренных пунктом 9 статьи 14 Закона № 74-оз.

          Территориальная комиссия города Мегиона 27.03.2012 на заседании рассмотрела вопрос «Анализ состояния преступлений, правонарушений среди несовершеннолетних на территории города Мегиона за 2011 год». Однако протокол заседания от указанной даты не составлялся, что является нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Закона № 74-оз.

Территориальная комиссия города Нижневартовска не осуществляла в соответствии с пунктом 9 статьи 14 Закона № 74-оз ежеквартальный анализ реализации профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления.

Также в деятельности территориальной комиссии города Нижневартовска установлен факт нарушения требований пункта 1 статьи 16 Закона № 74-оз, согласно которому протоколы заседаний комиссий подписываются председательствующим. В 2012 году все протоколы заседаний территориальной комиссии подписаны ответственным секретарем территориальной комиссии.

         

3. Нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

Не соблюдаются требования пункта 2 статьи 29.8 КоАП РФ при составлении протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении (Мегион, Нижневартовск).

Не принимаются меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 32.2 КоАП РФ, по взысканию административных штрафов с лиц, не выполнивших постановление территориальной комиссии о назначении административного штрафа (Мегион, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях).

Территориальная комиссия города Нижневартовска допускает нарушение требований пункта 2 статьи 29.11 КоАП РФ, предусматривающие порядок вручения физическому лицу копии постановления по делу об административном правонарушении.

Территориальной комиссией города Ханты-Мансийска допускается при рассмотрении одного дела указание разного состава комиссии, различных решений в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении и постановлении о назначении наказания. Кроме того, председательствующим в заседании указывается председатель территориальной комиссии, однако протокол и постановление подписывают иные должностные лица.

 

4. При проведении межведомственных проверок деятельности территориальных комиссий изучаются вопросы выполнения постановлений Окружной комиссии и поручений председателя Окружной комиссии.

Не выполнены следующие решения Окружной комиссии, адресованные территориальным комиссиям:

- заслушать на заседаниях руководителей учреждений здравоохранения и образования органа местного самоуправления по вопросу «О принимаемых мерах по предотвращению совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, суицидальных попыток» (решение, предусмотренное постановлением № 8 от 08.11.2011, не исполнено территориальной комиссией города Мегиона);

- рассмотреть на заседании вопрос «Об эффективности проводимой работы по предупреждению самовольных уходов детей из государственных учреждений» (решение, предусмотренное постановлением № 10 от 28.04.2012, не исполнено территориальной комиссией города Ханты-Мансийска);

- разработать совместно с территориальным органом внутренних дел Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования при подготовке материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (решение, предусмотренное постановлением № 10 от 28.04.2012, не исполнено территориальной комиссией города Ханты-Мансийска);

- включить в планы заседаний на 2012 год мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями муниципальных образований, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (решение, предусмотренное постановлением № 15 от 21.12.2011, не исполнено территориальной комиссией города Ханты-Мансийска);

- организовать проведение мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (решение, предусмотренное постановлением № 14 от 08.11.2011, не исполнено территориальными комиссиями городов Нижневартовска и Ханты-Мансийска).

Более того, территориальные комиссии городов Нижневартовска, Ханты-Мансийска и Пыть-Яха допускали представлять в Окружную комиссию сведения, не соответствующие действительности (о проведении работы, которая не организовывалась).

          Также установлены неисполнения следующих поручений председателя Окружной комиссии:

- об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими кражи (Мегион, Нижневартовск, Пыть-Ях, Ханты-Мансийск), допустившими самовольные уходы из семьи (Нижневартовск, Пыть-Ях), пропускающими уроки в школе без уважительной причины (Ханты-Мансийск);

- об организации тиражирования и распространения сборника «Путь к семейному неблагополучию» (Ханты-Мансийск);

- об обеспечении участия несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах в территориальной комиссии, территориальном органе внутренних дел, допустивших самовольные уходы из семей и государственных учреждений, в работе молодежных трудовых отрядов и досуге в профильных оздоровительных сменах для несовершеннолетних «группы риска» (Ханты-Мансийск);

- о рассмотрении на заседании вопроса эффективности проводимой органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних работы по устранению причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений, антиобщественных действий (организация помощи в трудоустройстве, получении образования (профессии), в организации отдыха, досуга) (Ханты-Мансийск).

          Кроме того, проанализированы должностные инструкции сотрудников отделов, обеспечивающих деятельность территориальных комиссий. В Пыть-Яхе в должностной инструкции начальника отдела определены права и обязанности, которыми наделена территориальная комиссия в соответствии со статьями 14, 15 Закона № 74-оз.

Например, «начальник отдела обязан:

-обеспечивать координацию деятельности учреждений системы по профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав;

- вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение Постановлений территориальной комиссии, непринятия мер по устранению нарушений (ограничений) прав и интересов несовершеннолетних, причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, указанных в представлениях территориальной комиссии;

- осуществлять контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В должностной инструкции консультанта указанного отдела включена обязанность, которой наделена только Окружная комиссия – «осуществлять контроль за исполнением постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Также установлено, что в Пыть-Яхе:

- длительное время территориальная комиссия осуществляла деятельность без соответствующего нормативного правового акта органа местного самоуправления, предусмотренного пунктом 5 статьи 13 Закона № 74-оз;

- состав территориальной комиссии не персонифицирован, что является недопустимым исходя из правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: права и обязанности члена комиссии носят личный характер, то есть принадлежат и осуществляются конкретным физическим лицом (письмо прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.12.2011 исх. № 22/24283).

 

По результатам проверок в 2012 году признана работа неудовлетворительной территориальных комиссий городов Мегиона, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и Пыть-Яха.

В связи с чем, главы администраций муниципальных образований автономного округа приняли следующие меры за допущенные нарушения требований законодательства:

- дисциплинарные взыскания в отношении 5 должностных лиц;

- решения о снижении ежемесячного денежного поощрения в отношении 15 должностных лиц.

Опубликовано: 03.04.2013 16:47        Обновлено: 05.05.2016 17:17