Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Профилактика социального сиротства

Отчет за 3 квартал 2012 года

«Профилактика социального сиротства»

на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 
 

Территория

Дети-сироты/дети, оставшиеся без попечения родителей (количество)

 
Установлена опека (попечительство) Усыновлены (удочерены) Проживают в приемной семье Содержатся (обучаются и (или) воспитываются) в образовательном учреждении

Проживают в учреждениях социального обслуживания населения:

Проведенные мероприятия по профилактике социального сиротства (перечень мероприятий)

 
Детский дом Дом ребенка Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 
Белоярский район

117

40

7

0

0

0

0

   
Березовский район

195

20

39

38

0

0

0

   
Когалым

131

112

39

0

0

0

0

   
Кондинский район

225

35

85

0

0

0

0

   
Лангепас

115

73

29

0

0

0

0

   
Мегион

177

127

20

0

0

0

0

   
Нефтеюганск

282

138

23

0

62

0

0

   
Нефтеюганский район

124

57

65

0

0

0

0

   
Нижневартовск

767

346

87

0

60

0

0

   
Нижневартовский район

128

36

32

0

0

0

0

   
Нягань

193

100

40

0

31

0

0

   
Октябрьский район

142

45

49

0

19

0

0

   
Покачи

57

36

15

0

0

0

0

   
Пыть-Ях

126

89

11

0

0

0

0

   
Радужный

164

72

57

0

0

0

0

   
Советский район

228

48

37

0

0

0

0

   
Сургут

650

444

80

0

0

0

66

   
Сургутский район

303

236

60

0

0

0

0

   
Урай

234

44

102

0

0

53

0

   
Ханты-Мансийск

241

87

48

0

57

0

0

   
Ханты-Мансийский район

136

14

73

38

0

0

0

   
Югорск

146

72

50

0

0

0

0

   
ИТОГО

4881

2271

1048

76

229

53

66

   

Проведенные мероприятия

по профилактике социального сиротства

Деятельность по профилактике социального сиротства реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2008 № 174-п «Об организации социальной работы по Участковому принципу в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», межведомственным приказом Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.2009 № 416-р/550  «О ведении и пополнении реестра семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации».

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.09.2009 № 232-п «О Порядке организации  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно направляют ставшую им известной информацию о детях, права и законные интересы которых нарушены, в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка по установленной форме.

С момента реализации данного постановления Правительства подтвердилась правильность начатой работы: уменьшилось число выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 1,3% с аналогичным периодом прошлого года, остается стабильным число возвратов детей из замещающих семей (до 45 в год, в том числе и возвраты в связи с болезнью или смертью опекунов). Повысилась активность граждан, сообщающих о нарушении прав детей. Формируется система работы по выявлению ранней стадии семейного неблагополучия в учреждениях образования и здравоохранения.

Разработан Регламент межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

Организация индивидуально-профилактической деятельности в учреждениях социального обслуживания автономного округа осуществляется посредством реализации индивидуальных планов реабилитации несовершеннолетнего и его семьи. В целях организации единого подхода к форме ведения индивидуального плана профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания разработана и утверждена форма «Индивидуальной карты медико-социального и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего», включающая: сведения о семье; социальный и биологический анамнез ребенка; план комплексной коррекционно-реабилитационной работы; планы работы с несовершеннолетним и его семьей, разработанные специалистами учреждения; оценка динамики показателей комплексной реабилитации ребенка.

Департаментом социального развития выстроена система организации межведомственного взаимодействия между органами и организациями системы профилактики по работе с неблагополучными семьями, разработан механизм, позволяющий создать единое реабилитационное пространство с закреплением конкретных функций за каждым из органов и учреждений системы профилактики.

С июля 2011 года разработан и утвержден межведомственный приказ о мобильной службе экстренного реагирования в случаях выявления детей, находящихся в социально опасном положении, права и законные интересы которых нарушены, «Об организации работы службы «Экстренная детская помощь» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (Департамент социального развития автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).

В состав мобильных служб входят специалисты учреждений системы социальной защиты, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел.

Создание мобильных служб «Экстренная детская помощь» позволяет:

обеспечить своевременное выявление и оперативное решение проблем детей, находящихся в социально опасном положении;

предотвращать случаи жестокого обращения с детьми, ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей.

Службами осуществлены 135 выездов в семьи, из них 5 экстренных, выявлены 72 ребенка, находящихся в социально опасном положении.

С целью профилактики социального сиротства, поддержки семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики возвратов детей из замещающих семей в автономном округе на базе 24 учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, созданы службы сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В службах работают 143 специалиста, в том числе 59 психологов и 32 социальных педагога.

Основными направлениями деятельности служб сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее  - службы сопровождения), являются:

подбор и  подготовка кандидатов в замещающие родители;

социально-психологическое, социально-педагогическое сопровождение замещающих семей;

подготовка детей к проживанию в  замещающих семьях.

В 2012 год разработана программа подготовки и сопровождения замещающих семей.

С 2010 года внедрена единая  программа обучения  замещающих родителей. В рамках соглашения с Фондом поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации (г. Москва), в 2011 году  организована работа по  дистанционному сопровождению замещающих родителей, проживающих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

Реализация мероприятий позволила внедрить в подведомственных Депсоцразвития Югры учреждениях технологии психолого-педагогической и правовой подготовки и сопровождения замещающих родителей, а также стала одной из факторов, способствующих профилактике возвратов детей из замещающих родителей, в интернатные учреждения.

В целом в автономном округе, в том числе с использованием дистанционных пунктов подготовки и сопровождения замещающих родителей, проведена работа с 4 608 замещающими родителями и потенциальными кандидатами  в опекуны (попечители), из них 1 226 кандидатов в замещающие родители прошли подготовку и обучение, подготовлены к передаче на воспитание в семьи граждан 113 детей.

Для специалистов служб сопровождения проводятся обучающие семинары по изучению и внедрению  указанной программы с привлечением специалистов  высших учебных заведений г. Москвы.

В результате принятых мер за три года в автономном округе снизилось количество детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, на 51,3% или с 870 детей до 424 (по состоянию на 01.10.2012).

Число воспитывающихся в семьях граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 3 квартале 2012 году составляет 93,8% или 6 947 детей (2010 год – 91%).

 

Опубликовано: 15.10.2012 09:00        Обновлено: 05.05.2016 17:17