Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Методические рекомендации по оборудованию помещения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оборудованию помещения «дружественного детям»

для производства следственных и иных процессуальных

действий с участием несовершеннолетних

 

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии сконцепцией дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребен­ку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

1.2. Концепция дружественного ребенку правосудия опирается на следующие норма­тивные правовые акты:

Конвенция о правах ребенка (резолюция от 20.11.1989 № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН);

Постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559
«О ратификации Конвенции о правах ребенка»;

Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с уча­стием детей-жертв и свидетелей преступлений (резолюция от 22.07.2005 № 2005/20 ЭКОСОС ООН);

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, друже­ственному к ребенку (1098-ая Встреча Заместителей МинистровСовета Европы от 17.11.2010);

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся тор­говли детьми, детской проституции и детской порнографии (резолюция от 25.05.2000 № 54/263 Генеральной Ассамблеи ООН);

Федеральный закон РФ от 07.05.2013 № 75-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии»;

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сек­суального насилия от 25.10.2007;

Федеральный закон РФ от 07.05.2013 № 76-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сек­суального насилия»;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации                              (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761).

1.3. Представленные методические рекомендации содержат разъясненияпооборудованию специализированных помещений для ведения следственных действий с участием несовершеннолетних в соответствии с концепцией дружественного к ребенку правосудия – помещений дружественных детям.

1.4. Помещения дружественные детям – помещения для проведения работы с несовершеннолетними с установленным аудио, видео и компьютерным оборудованием и используемые для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции несовершеннолетних, склонных к суициду, и подвергшихся преступным посягательствам, а также для проведения правоохранительными органами следственных действий с участием несовершеннолетних.

1.5. Главными целями (назначением)оборудования помещений дружественных детям являются:

-создание благоприятного психологического климата и доверительных отношений при работе с несовершеннолетним на этапе доследственной проверки и при проведении с их участием следственных и иных процессуальных действий;

-изменение негативного отношения несовершеннолетних к расследованию, формированию у них мотивации к установлению психологического контакта со следователем и другими участниками уголовного судопроизводства;

-диагностика психологического состояния несовершеннолетних, определения эффективных методов работы с ними;

-оказание первой психологической помощи несовершеннолетним: пресечения острых аффективных или стрессовых реакций, нормализация их эмоционального состояния.

1.6. Ожидаемый эффект:

-снижение рисков травматизации ребенка в процессе работы;

-повышение эффективности следственных действий.

1.7. Основная функция специализированных помещений – создание комфортных и отвечающих потребностям детей условий для ведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних.

1.8. Специализированное помещение должно включать следующие пространства: комната для ожидания и проведения процессуальных действий, обзорная комната. Оба помещения должны находиться рядом друг с другом. Каждая из этих комнат должна иметь отдельный вход.

1.9. Пример плана размещения мебели и оборудования в специализированном по­мещении представлен в приложении 1.

 

2. Комната ожидания и комната для проведения процессуальных действий

 

2.1. Комната для ожидания и проведения процессуальных действий должна быть изолированной от других помещений (кабинетов) и представлять собой комфортное и безопасное пространство для несовершеннолетнего и его законного представителя. Данное помещение призвано успокоить ребенка, снять тревожность и настроить на беседу.

2.2. Окна помещения должны быть закрыты шторами или жалюзи, чтобы нельзя было увидеть со стороны улицы, что происходит в комнате. Двери комнаты должны плотно закрываться. Данные меры позволяют создать конфиденциальное пространство, способствующее готовности ребенка говорить, а также позволяют уменьшить количество посторонних стимулов, которые могут отвлекать ребенка при проведении следственных действий.

2.3. Стены комнаты для ожидания и проведения следственных действий должны быть выкрашены в пастельные тона. Не рекомендуется использовать яркие декоративные элементы или иной материал (рисунки, картины и пр.), который может провоцировать фантазирование ребенка. Запрещается размещать в комнате любые материалы, касающиеся темы жестокости и насилия. Запрет распространяется, в том числе, на обучающие, информационные материалы.

2.4. Комната должна быть оснащена удобной мебелью, соответствующей потребностям детей и подростков. В комнате размещаются: диван, два кресла, небольшой столик, шкаф для одежды, комод или закрытый стеллаж для игрушек и другого вспомогательного материала. Мягкая мебель должна соответствовать санитарным требованиям
(в частности, рекомендуется мебель с обивкой из натуральной или искусственной кожи, тканые материалы не допускаются).

2.5. Вспомогательные материалы служат двум основным задачам. Во-первых, они необходимы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в помещении, провести время ожидания умеренно активно. Во-вторых, данные материалы могут использоваться специалистами (следователем, психологом, педагогом и др.) во время процессуальных действий: в начале – для налаживания контакта с ребенком, в процессе – если ребенок затрудняется описать словами эпизод насилия, можно предложить ему на куклах показать, что произошло. Рекомендуемые вспомогательные материалы включают:

игрушки для детей разного возраста и пола (пластиковый конструктор, машинки, куклы и пр.);

материалы для рисования: карандаши, фломастеры, бумага, раскраски;

фигурки людей или животных, обозначающих семью (дети, родители, прародители);

анатомические куклы, анатомические картинки.

Анатомические куклы и анатомические картинки могут быть использованы специалистами (следователем, психологом, педагогом и др.) во время процессуальных действий с несовершеннолетним. С их помощью можно установить, как ребенок называет разные части тела человека, использовать в случаях, когда ребенок затрудняется описать словами то, что с ним произошло, показать на куклах действие, которое было совершено обвиняемым.

Важно, чтобы во время допроса все вспомогательные материалы находились вне поля зрения ребенка и предлагались ребенку специалистом (следователем, педагогом, психологом) только по мере необходимости. На диван, где будет сидеть ребенок, необходимо положить мягкую игрушку или подушку, которую ребенок может использовать для психологической защиты во время процессуальных действий.

2.6. Система видео- и звуковой фиксации, размещаемая в комнате для проведения процессуальных действий, включает следующее техническое оборудование:

узконаправленная камера, которая должна быть четко направленная на несовершеннолетнего и столик перед ним;

камера панорамного вида, которая максимально охватывает пространство помещения и делает видеосъемку всех участников процессуальных действий;

чувствительный микрофон, способный записать тихую речь ребенка и расположенный рядом с тем местом, где ребенок находится во время проведения процессуальных действий.

Перечень необходимого оборудования представлен в приложении 2.

При необходимости, в комнате размещается ноутбук, чтобы специалист (следователь, психолог, педагог) мог вести записи во время проведения процессуальных действий.

 

 

3. Обзорная комната

 

3.1. В обзорной комнате устанавливается компьютер, соединенный с аудио- и видеооборудованием комнаты для проведения процессуальных действий. На данный компьютер осуществляется запись процессуальных действий. Обзорная комната также является помещением, из которого дополнительные участники процессуальных действий могут наблюдать за процессом посредством подключенного к данному компьютеру телевизора.

3.2. Следующее техническое оборудование должно быть установлено в обзорной комнате:

-компьютер с установленным программным обеспечением для ведения аудио- и видеозаписи процессуальных действий и записи на DVD;

-телевизор с диагональю не менее 40` для наблюдения за комнатой ожидания и процессуальных действий;

-наушники для специалистов, наблюдающих за проведением процессуальных действий в режиме реального времени (не рекомендуется во время проведения процессуальных действий выводить звук через колонки/громкоговорители, поскольку в этом случае звук может быть слышен в комнате для проведения процессуальных действий; это будет отвлекать, сбивать ребенка и может заставить его замолчать);

-маршрутизатор для сетевой работы оборудования;

-принтер.

Необходимые расходные материалы и канцелярские товары включают:

-DVD-диски для записи видеоматериалов производства процессуальных действий;

-бумага для печати, ручки для ведения записей и иные материалы по усмотрению.

3.4. Информационные материалы, которые также могут быть размещены в обзорной комнате:

-выдержки из законодательства, касающиеся ведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних;

-информационные материалы о доступных для ребенка и членов его семьи ресурсах помощи (телефоны доверия, центры социальной и психологической помощи и пр.);

-иные информационные материалы в помощь специалистам.

3.5. Помещение должно быть оборудовано мебелью для удобного расположения участников процесса и составления записей. В комнате размещаются офисные стулья, стол для аппаратуры, письменный стол, шкаф для одежды.


 

Приложение 1.

 

План размещения мебели и оборудования

в специализированном помещении

Вариант 1.

 


 

 

Вариант 2.

 

Приложение 2.

 

Перечень аудио- и видеооборудования для

специализированного помещения

 

Примерный перечень аудио-, видео- и компьютерного оборудования для помещения, предназначенного для gведения процессуальных действий

 

Устройство

Дополнительные характеристики

Видеокамера

 

Видеокамера купольная

 

Выносной микрофон

Отношение сигнал/шум – 55 Дб

Глубина АРУ – 53 дБ

Выходное напряжение – 600 мВ

Блок питания

12V 1,5A

Коммутатор (switsh)

С поддержкой технологии PoE (PioweroverEthernet)

Программное обеспечение

Лицензия на 2 камеры

Монтаж

 

Системный блок

Intel Pentium Dual Core, RAM 1Gb, HDD 500Gb

Монитор

 

Телевизор

Диагональ 40` и выше

Операционная система

Professional

Принтер

Картридж HP Q6511X

 

 

Опубликовано: 01.04.2015 16:29        Обновлено: 05.05.2016 17:18