Размер:
Цвет:

Инструкция по обеспечению безопасности объектов здравоохранения (приказ Депздрава Югры от 29.01.2013 № 31)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

 

 

П Р И К А З

Об утверждении Инструкции по обеспечению безопасности объектов здравоохранения с массовым пребыванием граждан

 

от «29»января 2013 года                                                                                            № 31

 

 

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыот 01 июня 2012 года №311-рп «О дополнительных мерах обеспечения безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить Примерную инструкцию по обеспечению безопасности объектов здравоохранения с массовым пребыванием граждан (приложение к настоящему приказу).
  2. Руководителям государственных медицинских организаций, руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образованийруководствоваться прилагаемой Примерной инструкцией при разработки инструкции по обеспечению безопасности объектов здравоохранения с массовым пребыванием (более 50 одномоментно) граждан.
  3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

 

Директор                                                                      А.В. Филимонов

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Антитеррористическая защита объекта здравоохранения с массовым пребыванием (более 50 одномоментно) граждан (далее – Объект) – комплексная задача. Это физическая защита самого Объекта, его сотрудников, посетителей и больных, находящихся на стационарном лечении, оснащение Объекта ТСО и связи, взаимодействие его администрации и службы охраны с правоохранительными органами.

Целью Примерной инструкции по обеспечению безопасности объектов здравоохраненияс массовым пребыванием граждан (далее –Примерная инструкция)является упорядочение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) деятельности по обеспечению безопасности Объектов от возможных террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.

Примерная инструкция предназначена для использования должностными лицами Объектов для разработки и внедрения технологий по организации защиты от возможных террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.

Примерная инструкция устанавливает единые подходы к обеспечению защиты Объектов, в т.ч. их инженерно-технической оснащенности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Положения Примерной инструкциираспространяется на Объекты, включенные в перечень объектов возможных террористических посягательств, расположенные на территории автономного округа, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Положения Примерной инструкцииносят рекомендательный характер, они позволят установить общие подходы к реализации мероприятий по антитеррористической защите Объектов, а также критерии оценки надежности этих мер, единые, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.

 

ПРИМЕНЯЕМЫЕ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АТК - антитеррористическая комиссия

АСПИ - автоматизированные системы передачи извещений

ВУ - взрывное устройство

ИТСО - инженерно-технические средства охраны

КПП - контрольно-пропускной пункт

МТС - мобильные телефонные системы

ОПС - охранно-пожарная сигнализация

ППК - прибор приемно-контрольный

ПЦО - пункт централизованной охраны

РСПИ - радиосистемы передачи извещений

СОТ - система охранного телевидения

СПИ - системы передачи извещений

ТСО - технические средства охраны

ТС - тревожная сигнализация

ЧОО - частная охраннаяорганизация

ЧС - чрезвычайная ситуация

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА НА ОБЪЕКТЕ

На Объектах, расположенных на территории автономного округа,  предусматривается пропускной режим (по возможности), устанавливающий порядок доступа различных категорий граждан на территорию и сам Объект.

Пропускной режим на Объекте организует его руководитель.

Непосредственная ответственность за обеспечение пропускного режима на Объекте при повседневной деятельности и в дни организации и проведении массовых мероприятий, возлагается на специально назначенных должностных лиц Объекта.

Организация пропускного режима, обязанности должностных лиц, участвующих в обеспечении пропускного режима, его охране (начальника охраны, старшего смены, дежурного вахтера, помощника вахтера, контролера, сторожа), дежурного медицинского персонала, их действия при выполнении служебных обязанностей, при возникновении ЧС, угроз террористических актов или других экстремистских угроз, определяются в общей инструкции исходя из характера и специфики деятельности. Данная инструкция утверждается руководителем Объекта и подлежит согласованию с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС.

Пропускной режим на территорию и Объект обеспечивается:

- созданием охраняемого периметра и КПП (постов)на входах (выходах);

- организацией охраны территории и Объекта;

- оснащением территории и помещенийИТСО;

- созданием бюро пропусков (назначением ответственного лица) и определением должностных обязанностей его работникам (ответственного лица);

- тщательным подбором персонала (ответственного лица), обеспечивающего работу бюро пропусков;

- организацией четкого разграничения лиц, посещающих Объект, и установления порядка их пропуска на территорию Объекта в служебное и не рабочее время, а также установления особого порядка пропуска на территорию или Объект при организации и проведении массовых и зрелищных мероприятий;

- введением системы постоянных, временных, разовых и материальных пропусков (абонементов, удостоверений и т.д.), разрешающих право входа на территорию и Объект. Определением порядка их учета, выдачи, замены, перерегистрации, возврата, уничтожения и защиты от подделок;

- установлением специальных шифров, вкладышей, магнитных карт и других индификаторов личности, дающих обладателю право прохода на территорию и Объект;

- определением перечня должностных лиц Объекта, имеющих право давать разрешение на выдачу документов соответствующего вида, на право прохода на территориюОбъекта;

- определением порядка въезда (выезда) транспортных средств на территорию Объекта, оборудованием мест для стоянок транспортных средств, определением правил и порядка пользования стоянками для транспортных средств сотрудников, посторонних лиц и посетителей;

- определением перечня предметов и вещей, разрешенных для вноса (выноса), ввоза (вывоза) на территорию и Объект;

- оборудованием на КПП (вахтах, постах, местах пропуска и т.д.) камер (мест) хранения личных вещей, в том числе и запрещенных для вноса (ввоза), а также помещений для приема посетителей и мест переговоров посетителей по внутреннему телефону;

- проведением на КПП (вахте, посту, месте пропуска) организационных и технических мероприятий по предотвращению несанкционированного вноса (ввоза) предметов, имущества и др. средств, не имеющих отношения к проводимым мероприятиям (досмотр вещей и ручной клади, изъятие предметов, запрещенных для проноса на массовые мероприятия, задержание лиц в нетрезвом или наркотич еском состоянии, использование рамок металлоискателей и др. технических средств, повышающих антитеррористическую защищенность Объекта);

- организацией на КПП (вахте, посту, месте пропуска) выполнения комплекса практических мероприятий по обеспечению свободного доступа специальной техники и личного состава, прибывших для ликвидации возникшей на Объекте ЧС и недопущению скопления техники и людей в местах входа (выхода) и въезда (выезда);

- выделением (при необходимости) на территории Объекта локальных зон с обособленной охраной и ограничением доступа определенной категории лиц в данные зоны (котельные, насосные, вентиляционные, кислородные станции, помещения с наркотическими и сильнодействующими препаратами, помещения с особыми требованиями по санитарно эпидемиологическому режиму, лифтовые и другие инженерно-технические сооружения);

- тщательной разработкой должностных (функциональных) обязанностей лиц, задействованных в организации и обеспечении пропускного режима на Объект и его охраны;

- разработкой необходимой служебной документации и ее постоянным ведением в интересах персональной ответственности всех должностных лиц, обеспечивающих пропускной режим на Объект и его охрану;

- постоянным, действенным и объективным контролем за выполнением всех мероприятий пропускного режима и состоянием охраны Объекта.

 

2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА

 

2.1. Общие положения.

2.1.1. Под охраной Объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения, совершения террористического акта, других противоправных посягательств, в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения ЧС.

2.1.2. Ответственность за обеспечение охраны и антитеррористической защиты Объекта несет его руководитель.

2.1.3. Основными задачами охраны Объекта являются:

- защита Объекта, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений;

- обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;

- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе террористического характера.

2.1.4. Система охраны включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне Объекта. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого Объекта, уровню его оборудования ИТСО, обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.

Система охраны строится эшелонировано: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру, КПП и на наиболее важных террористически-уязвимых участках, обеспечивающих устойчивое функционирование Объекта.

Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны Объекта.

Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности Объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на Объект.

2.1.5. Охрана может осуществляться путем выставления нарядов (постов) ведомственной охраны, ЧОО (далее - подразделения охраны), а также с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурные части подразделений охраны, либо сочетанием этих видов охраны.

Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану Объекта. В целях повышения уровня защиты согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.

2.1.6. На Объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

2.1.7. Для несения службы по охране Объекта подбираются сотрудники подразделений охраны, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией Объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны Объекта и правилах пользования ТСО.

2.1.9. Руководитель Объекта обязан:

- организовать и проводить регулярные проверки состояния технической укрепленности, оснащенности и работоспособности средств ОПС, надлежащего выполнения подразделением охраны должностных обязанностей в соответствии с  договором на оказание охранных услуг;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование ТСО;

- составлять планы обеспечения безопасности (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны;

- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи, разъяснять персоналу необходимость соблюдения этого требования;

- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;

- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;

- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала Объекта действиям при возникновении ЧС;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками подразделений охраны для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, ВУ, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации их последствий, а такжесовместные тренировки сотрудников подразделений охраны и граждан, присутствующих на Объекте по вопросу эвакуации людей и спасения материальных ценностей в случае  возможного совершения террористического акта или возникновения ЧС.

2.1.10. Обязанности сотрудников охраны определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны Объекта, разрабатываемых администрацией с учетом Примерной инструкции.

Наряд охраны непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда), в зависимости от ее вида.

2.1.11. В целях организации надежной охраны и антитеррористической защиты Объекта рекомендуется иметь следующие документы:

- Паспорт антитеррористической защищенности объекта возможных  террористических посягательств, разработанный в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными решением АТК автономного округа (протокол от 15.08.2011 № 42/6).

- Инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем Объекта, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите Объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам).

- Инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала в ЧС, в том числе террористического характера.

- Должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (согласовываются с руководителем учреждения и утверждаются руководителем подразделения охраны).

- Схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций.

- Схему организации взаимодействия.

- План обеспечения безопасности (текущий и перспективный) (утверждается руководителем Объекта, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите Объекта).

- Функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите Объекта (утверждаются руководителем учреждения).

 

2.2. Организация службы по охране Объекта

2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:

- пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности Объекта, администрацией;

- охрану Объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (обучаемых, посетителей, участников спортивных мероприятий, больных и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;

- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и ТС;

- пресечение несанкционированных проникновений на Объект.

2.2.2. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, полиции общественной безопасности и криминальной полиции органов внутренних дел.

2.2.3. Контроль за несением нарядом службы по охране осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, должностными лицами Объекта в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

2.2.4. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:

-знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;

- проверять организацию службы охраны и исправность ТСО;

- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной Объекта;

- давать письменные предложения о временном усилении охраны Объекта или его отдельных помещений (подразделений) в пределах установленной штатной численности личного состава.

2.2.5. Заинтересованными органами власти и органами местного самоуправления автономного округа, аппаратами и рабочими группами АТК автономного округа и муниципальных образований, в соответствии с частными планами, периодически проводится изучение состояния защищенности Объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

 

2.3. Обязанности сотрудника охраны Объекта

2.3.1. Обязанности сотрудников охраны Объекта устанавливаются должностной инструкцией, в которой определяется:

- место несения службы;

- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;

- порядок приема и сдачи поста, его особенности;

-список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на Объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;

- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала;

- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками;

- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений, выведенных на пульт сигнализации;

- порядок проверки исправности ТСО и связи;

- порядок действий при возникновении ЧС;

- порядок действий при нарушении посетителями правил посещения;

- порядок действий при получении сигнала «Тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала;

- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;

- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;

- порядок действий при проведении на Объекте массовых мероприятий;

- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;

- время и место приема пищи.

2.3.2. В компетенцию сотрудника охраны входит:

- проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый Объект или выходящих с него;

- проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно ввезти-вывезти (внести-вынести) оружие, боеприпасы, ВУ, взрывчатые вещества, другие средства террора;

- контроль за работой приборов охранной, ОСП и ТС установленных на КПП;

- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;

- принятие мер к задержанию правонарушителей (в рамках установленных полномочий);

- ликвидация пожара, участие в предупреждении угрозы взрыва;

- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.

2.3.3. Сотрудник охраны должен знать:

- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на Объекте;

- правила внутриобъектового режима;

- структуру предприятия и режим работы его подразделений;

- образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;

- порядок пропуска аварийных подразделений при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других ЧС;

- правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок ввозимого (вывозимого) груза;

- места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;

- правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и ОПС;

- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);

- порядок действий при спасении людей и имущества в случае возникновения ЧС;

- правила техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима;

- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.

2.3.4. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:

а) при приеме (сдаче) дежурства:

- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю Объекта (ответственному должностному лицу);

- ознакомиться с имеющимися инструкциями;

- уточнить порядок экстренного вызова полиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;

- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения ЧС, материальные ценности др.) согласно описи;

- с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.

б) во время дежурства:

- осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;

- обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию Объекта на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;

- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя Объекта или ответственное должностное лицо;

- вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения - кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности Объекта – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В данном журнале может делаться отметка о приеме и сдаче дежурства.

Совместно с администрацией Объекта:

- контролировать обстановку в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях;

- содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории учреждения.

2.3.5. Сотруднику охраны запрещается:

- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;

- принимать от любых лиц какие-либо предметы;

- передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников;

- допускать на Объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;

- самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения Объекта.

- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на Объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера;

- разглашать сведения об особенностях Объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.

2.3.6. При нападении на Объект сотрудники охраны с помощью ТС либо с использованием средств связи подают сигнал в дежурные части подразделений охраны, оповещают руководство, персонал и посетителей и (по возможности) принимают меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к Объекту.

2.3.7. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:

- должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны Объекта;

- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;

- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала Объекта в ЧС;

- правила пользования ТСО;

- журнал приема и сдачи дежурства;

- журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»;

- журнал регистрации посетителей;

- журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;

- другие необходимые документы по усмотрению руководителя Объекта.

В зависимости от характера Объекта допускается объединение отдельных журналов в единый журнал.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ УКРЕПЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА

Инженерно-техническая укрепленность Объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты Объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием системами охранной и ТС.

В целесообразных случаях для усиления защиты и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, СОТ и оповещения.

В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и ТС.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение Объекта системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

 

3.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории Объекта

3.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя главный вход (КПП, калитки, ворота и другие официальные проходы).

3.1.2. На Объекте, к которому предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории.

3.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение ТСО.

К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

3.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения, обеспечивающих требуемую надежность защиты Объекта, производится в соответствии с его категорией (техническим паспортом, другими руководящими и нормативными документами).

 

3.2. Ворота, калитки

3.2.1. Ворота устанавливаются на въездах на территорию. По периметру территории могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра и с внешней стороны ворот (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных Объектах – противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.

3.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.

Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

3.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные.

Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

 

3.3. Контрольно-пропускной пункт

3.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, оборудуется КПП для прохода людей и проезда транспорта. Помещения (места) для выполнения своих обязанностей лицами охраны располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство выполнения служебных обязанностей этими лицами. В помещениях (местах) для выполнения служебных обязанностей должны находиться:

- технические средства приема сигналов оповещения населения;

- технические средства связи (телефон, тревожная кнопка, селектор);

- стенд с документацией службы охраны;

- резервный источник освещения;

- часы, наружный термометр, медицинская аптечка;

- уборочный инвентарь, урны;

- стол с закрывающимся на замок ящиком, необходимое количество стульев;

- закрываемый ящик для хранения ключей от служебных помещений, сдаваемых в конце рабочего дня ответственными лицами.

Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.

3.3.2. Для пропуска сотрудников и посетителей КПП оборудуется системой контроля допуска (турникетами). В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.

3.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

3.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями.

Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.

3.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.

 

3.4. Дверные конструкции

3.4.1. Входные двери должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений.

Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

3.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных выходов, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью, с установкой запорного устройства позволяющего открыть его изнутри без ключа.

При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать ТСО раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

 

3.5. Оконные конструкции

3.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.

3.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.

Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.

При установке защитного остекления всех классов решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

 

3.6. Другие технологические каналы

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией Объекта.

 

4. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

 

4.1. Защита периметра территории и открытых площадок

4.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.

4.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной. В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.

4.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.

4.1.4. Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны. Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м. для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования.

Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.

4.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), СПИ, АСПИ и РСПИ. Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме «Самоохраны».

4.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).

4.1.7. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.

 

4.2. Защита здания, помещений

4.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т.п.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения.

4.2.2. Устанавливаемые в зданиях ТСО должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

 

4.3. Защита персонала, посетителей и пациентов Объекта

4.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей должен оборудоваться устройствами ТС: механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, МТС, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система ТС организуется «без права отключения».

Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности, незаметных для посетителей.

4.3.2. Устройства ТС на Объекте рекомендуется устанавливать:

- на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;

- у центрального входа и запасных выходах в здание;

- на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);

- в кабинетах руководства;

- в других местах по указанию руководителя (собственника) или по рекомендации сотрудника охраны.

 

4.4. Применение систем охранного телевидения

4.4.1. СОТ должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории в помещение охраны. Применение СОТ позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.

4.4.2. На Объекте телевизионными камерами следует оборудовать:

- периметр территории;

- КПП;

- главный и служебные входы;

- другие помещения по усмотрению руководства (собственника) или по рекомендации подразделения охраны.

4.4.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телевизионных камер, Объект (его зоны) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телевизионных камер. При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.

При записи телевизионных изображений должны применяться видеонакопители.

 

4.5. Оборудование Объекта системой оповещения

4.5.1. Система оповещения на охраняемом Объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий.

4.5.2. Оповещение людей должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории с постоянным или временным пребыванием людей;

- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

4.5.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:

- включением аварийного освещения;

- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);

- включением световых указателей направления и путей эвакуации;

- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

4.5.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

4.5.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.

4.5.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью.

4.5.7. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.

 

4.6. Оборудование Объекта системой охранного освещения

4.6.1. Периметр территории, здания охраняемого Объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85.

4.6.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, путей обхода.

4.6.3. В состав охранного освещения должны входить осветительные приборы, кабельные и проводные сети, аппаратура управления.

4.6.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать.

Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное время.

4.6.5. Сеть охранного освещения по периметру Объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.

 

4.7. Оборудование Объекта пожарной сигнализацией

4.7.1. Объект должен быть оснащен исправными системами и средствами противопожарной защиты, в том числе системой оповещения людей о пожаре и средствами пожарной сигнализации.

4.7.2. Проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты должна осуществляться не реже 1 раза в квартал.

4.7.3. Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты должна храниться на Объекте.

4.7.4. В период выполнения работ связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов предпринять необходимые меры по защите от пожара.

Опубликовано: 22.08.2014 18:16        Обновлено: 12.07.2016 10:57