Размер:
Цвет:

МР руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений и общественных организаций по вопросам противодействия распространению идеологии терроризма и вербовочной активности радикальных исламистских организаций в

 Аппарат Антитеррористической комиссии

Ханты-Мансийского автономного округа


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений и общественных организаций

по вопросам противодействия распространению идеологии терроризма и вербовочной активности радикальных исламистских организаций в молодёжной среде

 

 

 

 г. Ханты-Мансийск

2016 г.


 

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с рекомендациями Оперативного штаба в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Методические рекомендации утверждены совместным решением Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре(протокол от 26.07.2016 года № 73/50 дсп).

Являются вспомогательным источником по противодействиюраспространению идеологии терроризма и вербовочной активности радикальных исламистских организаций в образовательной сфере и молодёжной среде.

 

 

Аппарат АТК автономного округа


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.    Общество России и терроризм. Исторический опыт

Технологии влияния.

Литература

Религиозность

Финансы

Цель применения технологий влияния: Контроль над обществом

2.    Правовые и организационные основы противодействия терроризму в России

Терроризм идеология терроризма

Новый пакет антитеррористических законов

Угрозообразующие факторы международных террористических организаций

3.    Угроза исламизма

Псевдогосударство

Псевдоислам

4.    Всемирная сеть и террористический халифат

Машина исламистской пропаганды

Применяемые технологии обмана и манипулирования

Механизм вербовки

5.    Роль педагогов и родителей в профилактике интернет-вербовки

Основы эффективности контрпропаганды

Практические аспекты. К применению

Организация работы по противодействию идеологии терроризма в молодёжной среде

Основные принципы профилактики терроризма

Факторы организации профилактической работы в области противодействия экстремизму и терроризму:

Основные задачи профилактики терроризма

Организация просветительской деятельности с родителями обучающихся по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде

Организация просветительской деятельности с обучающимися по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде.

Создание системы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма и включение их в планы работы образовательных организаций (в качестве плана действий, «дорожной карты»).

Основные направления работы по профилактике терроризма:

Заключение

 

1.             ОБЩЕСТВО РОССИИ И ТЕРРОРИЗМ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

 

С учётом печального опыта последних десятилетий, терроризм поначалу выглядел робко. За полвека между 1851 и 1900 годами в Европе и Америке террористическим нападениям подверглись около четырёх десятков общественных и государственных деятелей. Первой страной, столкнувшейся с массовым террором в новейшей истории, стала Россия. Приходится констатировать, что опыт общения нашей страны с терроризмом оказался даже чересчур велик.

В нашей стране политический террор впервые достиг индустриального размаха. За один год, с октября 1905 по сентябрь 1906, на территории Российской Империи были убиты и ранены 3611 правительственных чиновников. К концу 1907 года счет дошел почти до четырех с половиной тысяч. Кроме того, погибли 2180 частных лиц, 2530 получили ранения. Итого за рассматриваемый период — свыше 9000 пострадавших. С января 1908 по май 1910 зарегистрированы 19957 терактов, в которых погибло: представителей властей — 732, частных лиц — 3051, ранено 1022 и 2829, соответственно. В 1907 году в терактах гибли и получали ранения в среднем по 18 человек в день. Всего за полтора последних десятилетия царской России, в результате 23 тысяч террористических актов пострадало свыше 17 тысяч человек.

Как правило, в роли исполнителей ужасных преступлений выступали отнюдь не герои. Получить представление о личности террориста позволяет описание неудавшейся «смертницы». 15 октября 1907 г. возле Петербургского полицейского управления остановили молодую женщину по имени Евстолия Рогозинникова. Её задержали чуть раньше, чем она успела взорвать здание и погибнуть вместе со всеми, кто в нем находится. К телу задержанной были привязаны тринадцать фунтов нитроглицерина и детонатор. Причиной участия в терроре неудавшаяся террористка назвала отсутствие смысла в жизни.

Технологии влияния.

 

Далеко не каждый человек, утратив смысл жизни, пойдёт искать взрывчатку ради массового убийства сограждан. Чтобы из неудачников штамповать террористов, необходимо проведение некой организационной работы, то есть усилий собственно террористической организации. Однако факт наличия массового террора заставляет предположить более высокий уровень подготовки терроризма – формирование системы воспроизводства идеи террора в умах людей. Как получилось, что идея террора завладела умами россиян в конце XIX начале ХХ веков? Какие средства пропаганды диктовали подданным Российской империи вновь и вновь разрушать собственное государство?

Чтобы понять каким образом Россия попала под власть терроризма, следует рассмотреть, с использованием каких мотивов и с помощью каких технологий влияния, страна была целенаправленно поставлена под контроль терроризма. За пределами данного пособия оставлено рассмотрение основополагающей роли, которую сыграли в распространении террористической идеологии средства массовой информации Российской империи. Их роль в пропаганде терроризма переоценить невозможно. Предлагается рассмотреть роль средств влияния (не столь заметных, хотя не менее действенных), действенность которых в пропаганде терроризма следует учитывать и в наше время.

Литература

 

В истории России конца XIX начала XX веков важнейшим источником вовлечения в террористическую деятельность были книги. Один из теоретиков анархизма П.А. Кропоткин, отмечал, что «ни в какой иной стране литература не занимает такого влиятельного положения, как в России. Нигде она не оказывает такого глубокого непосредственного влияния на интеллектуальное развитие молодого поколения». В XIX веке для российского общества основным источником информации являлась литература.

Книги рассматривалась в качестве источника жизненного опыта, а их герои, как образцы для подражания. Большинство читателей ожидали от литературы не столько владения словом, сколько критики недостатков и наставлений. Прообразами главных героев литературных произведений становились так называемые «новые» люди: нигилисты и закаленные в боях с правительством революционеры. Образцами для подражания становились, то нигилист Базаров из «Отцы и дети», то революционер из «Овода».

Позднее эту традицию продолжил Павка Корчагин из книги «Как закалялась сталь».Подобные герои учили тому, как бороться с существующими «несправедливым устройством жизни». Оставалось только назвать источник несправедливости – государственная власть, и пропагандистская картина получала завершение. Устоявшийся в обществе образец для подражания, а также распространение среди молодежи подобной литературы позволяли вербовать молодых людей в больших количествах.

В наше время, с появлением новых источников информации, роль литературы минимизирована. Литература перестала быть создателем и главным транслятором «образца для подражания». Теперь она выступает лишь в качестве одного из источников распространения идей той или иной группы.Впрочем, современные террористы используют ее лишь на начальном этапе.

Религиозность

 

Уже мало кто помнит, что в Европе конца XIX - начала XX веков терроризм эксплуатировал религиозную основу. «Религиозность» русского терроризма базировалась на восприятии террориста как мученика, страдальца, который отдает свою жизнь за благо народа. В известном романе Э.Л. Войнич «Овод», чрезвычайно популярном в России тех лет, муки приговоренного к казни революционера приравниваются ни много ни мало к крестным мукам Христа.

В наше время религия остается среди основных мотивов вербовки террористов. Для людей переживающих стресс или потерявших жизненные ориентиры, религия является одним из способов решения своих трудностей. Террористические организации активно используют религиозную почву в 1-ую очередь для вербовки молодежи. Особенность использования религиозного мотива вербовки в том, что с ним практически невозможно бороться. Современные исламские организации активно адаптируют религиозные темы под политические потребности. Как доказательство одобрения их действий свыше террористы охотно цитируют выдернутые из контекста строки Корана.

Финансы

 

Роль денег при вербовке порой становится решающей. История дала много примеров того, как под влиянием финансовых аргументов представители интеллигенции оказывались в рядах революционеров, террористов и нацистов.

Сегодня историки уверенно говорят о том, что решение писателяГерценаредактировать революционный журнал «КолоколЪ» не могло состояться без финансов барона Ротшильда. Ещё один не менее выразительный пример.Историки подтверждают, что по своим убеждениям доктор Геббельс был социалистом и главным редактором социалистической газеты. Лишь предложение ему крупного гонорара обеспечило карьеру министра нацистской печати.

Опыт революции показывает, что скудость средств невероятно облегчает вербовку. В протоколах допросов русской полиции начала ХХ века сохранилось признание одного из участников экспроприации, что за участие в теракте ему пообещали купить пальто. Особенно сильно деньги влияют на молодых людей, не находящих возможности для самореализации, так называемых «социальных аутсайдеров», а также тех, кто лишен какой-либо материальной поддержки.

Цель применения технологий влияния: Контроль над обществом

 

Мало помалу, под влиянием указанных средств управления, менялись взгляды русского общества. Понять, что именно послужило причиной разрушения общественной культуры, позволяет теория Окон Овертона. В конце ХХ века Джозеф П. Овертон сформулировал последовательность действий, позволяющих разрушить любой нравственный запрет и гарантированно добиться общественного одобрения любыхдействий, неприемлемых с точки зрения традиционной морали. Оказалось, что для достижения желаемого результата необходимо проделать всего лишь 5 шагов. Эти 5 шагов от неприемлемости убийства государственного деятеля до признания допустимым и даже полезным, русское общество прошло в полном соответствии с указанной теорией.

По мере того, как сознание отдельных членов общества пропитывалось идеей полезности насилия, менялось отношение общества к вопросу политических убийств. Праздником победы терроризма над государствомстало оправдание судом присяжных террористки Веры Засулич, застрелившей градоначальника Санкт-Петербурга генерала Ф.Ф. Трепова. Публичным поощрением политического убийства (как иначе назвать оправдательный СУДЕБНЫЙ ВЕРДИКТ в отношении доказанной убийцы?), авторитету государства был нанесён невосполнимый ущерб. Закономерным итогом этому манифесту терроризма выглядит крушение Российского государства в начале ХХ века.

2.             ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ

Терроризм идеология терроризма

 

Системное противодействие терроризму в России начинается с определения понятия терроризм. В Федеральном законе № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия». Указанная формулировка послужила законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма[1].

Порою некоторые должностные лица продолжают пользоваться определением Федерального закона 2002 года № 114-ФЗ, согласно которому терроризм трактуется как форма экстремистской деятельности. Чтобы избежать противоречия следует опираться на более поздний Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» 2006 года. Для получения адекватного представления о взаимоотношении этих понятий уместно вспомнить определение: - «экстремизм – необходимое условие терроризма».

Ключ к пониманию того, как следует бороться с терроризмом, даёт определение Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Согласно Концепции, одним из направлений профилактики терроризма является противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму.

Вместе с тем, необходимо отметить, что единственное, на данный момент определение идеологии терроризма дано в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 года (№ Пр-1069). Под идеологией терроризма (террористическая идеология) в данном плане понимаются совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в этой деятельности.

Противодействие идеологии терроризма в России организовано на федеральном и региональном уровнях государственного управления с задействованием возможностей местного самоуправления. Решением Президента Российской Федерации главным координатором деятельности по противодействию идеологии терроризма в стране определен Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК, Комитет). В повседневном режиме функции координации обеспечивает его постоянно действующая структура — аппарат Комитета. В субъектах координация возложена на региональные антитеррористические комиссии (АТК), а на местном уровне — на антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях.

В 2014-м году в Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внесены дополнения и определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму. Так, правительство субъекта Российской Федерации «организует в субъекте Российской Федерации принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма».

Новый пакет антитеррористических законов

 

24 июня 2016 года Государственная Дума Российской Федерации приняла пакет антитеррористических законов, который вводит пожизненное заключение за международный терроризм и обязывает операторов связи, а также мессенджеры и соцсети хранить информацию о фактах разговоров и переписки пользователей и их содержании.

Законы были разработаны главами профильных комитетов двух палат парламента: председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Поправки предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в 10 отдельных законов. Законы вызвали широкий общественный резонанс.

В законодательстве предусмотрен новый состав преступления — международный терроризм. За него предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет либо пожизненного лишения свободы.

За финансирование международных терактов и за вовлечение в их совершение предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Парламентарии также предлагают снизить возрастной порог за террористические преступления до 14 лет.

Вводится новая статья в Уголовный кодекс — несообщение о готовящемся теракте, угоне самолета и некоторых других преступлениях. За это будет предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного за период до шести месяцев, либо принудительные работы до одного года, либо лишение свободы на тот же срок. Однако человек не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

За публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание предусматривается штраф от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или лишение свободы от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности до пяти лет.

Согласно новому пакету законов информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео операторы связи должны будут хранить на территории России в течение трех лет, а срок хранения содержания разговоров и переписки составит до шести месяцев.

Те же требования распространяются на мессенджеры и социальные сети. Однако для них срок хранения данных о фактах передачи сообщений сокращен с трех лет до одного года. Но содержание переписки они будут хранить тоже до шести месяцев.

Порядок, сроки и объем хранения информации установит правительство РФ.

Операторы связи должны будут предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связи и другие данные.

Мессенджеры и соцсети будут обязаны при использовании дополнительного кодирования сообщений пользователей представлять в ФСБ ключи для их декодирования. За неисполнение этого требования для граждан штраф составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Угрозообразующие факторы международных террористических организаций

 

При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению террористической и иной наносящей ущерб безопасности России деятельности общественных объединений, связанных с ними нелегальных группирований и отдельных лиц - представителей международных террористических организаций (далее – МТО), органами государственной  безопасности выделены следующие угрозообразующие факторы:

- лидеры и авторитетные представители радикально-исламистских структур (далее - РИС) используют комплекс мощной идеологической обработки своих адептов с помощьюспецифически истолкованных, вырванных из контекста религиозных догматов ислама ради превращения членов своих группировок в террористов-смертников - «шахидов»);

- осознавая противоправность своих деяний по отношению к действующему законодательствуРФ, представители РИС, при осуществлении преступной деятельности (диверсионно-террористические акты, вербовка в ряды МТО наемников и т.п.), как правило, действуют конспиративно. Исламисты стараются скрыть местоположение своих ячеек, их состав, лидеров, способы связи;

- адепты радикального исламизма считают себя наиболее праведными мусульманами, исповедующими так называемый «чистый ислам». Для осуществления своей деструктивной деятельности, представители РИС стараются внедриться в мусульманское сообщество региона, исповедующее традиционный ислам, в целях получения прикрытия для своих ячеек, захвата власти в указанной социальной группе путем постепенного втягивания и вербовки большого количества мусульман, а также, манипулирования мусульманской общиной - «уммой» (например, ради возбуждения протестных настроений и митингов в ответ на действия правоохранительных органов);

- многие РИС создаются и поддерживаются иностранными спецслужбами (далее ИСС), как мусульманских (Саудовская Аравия, Пакистан, Катар и т.д.), так и западных государств (США, Великобритания и т.д.). Подготовка кадров, создание ячеек, распространение деструктивного влияния, действия исламистов по дестабилизации обстановки в отдельных регионах мира курируется сотрудниками ИСС. Также, спецслужбами прикрываются торговля на черном рынке нефтью, культурными ценностями, захват заложников с целью выкупа и другие преступления исламистов. Отдельные представители РИС, предназначенные для ведения резидентурной, агентурной и вербовочной работы на территориях государств, не подконтрольных исламистам, проходят под контролем сотрудников ИСС курсы по обучению основам разведки и контрразведки, обучаются мерам конспирации и осваивают методы работы спецслужб;

- продажа криминальной нефти, сбыт криминального антиквариата и культурных ценностей, получение выкупа за заложников, приносит исламистамогромный доход. Огромный бюджет позволяет исламистам нанимать представителей высокотехнологичных профессий для создания интернет-сайтов, профессиональногоизготовления видеопродукции, пропагандирующей идеи исламизма, и вести агрессивную пропаганду, особенно в сети Интернет;

- представители РИС, действующие в различных регионах, часто связаны с этническими организационно-преступными группами (далее – ОПГ), состоящими из их земляков или просто мусульман. Это делается с целью маскировки своих действий под деятельность преступного сообщества, получения криминальныхдоходов и использования людских и материальных ресурсов ОПГ;

- в привлечении новых членов особый акцент делается на вербовке молодых девушек (в среднем 16-25 лет) славянской национальности из Российской Федерации. Причины следующие: новые последовательницы будут искренними сторонницами исламизма(а не ислама, поскольку выросли вне его), впоследствии станут эффективными вербовщицами для своих соотечественниц, вовлекая их рассказами про «новую жизнь в справедливом исламском государстве». Кроме того, их удобно использовать для различных целей на территории Российской Федерации и европейских государств, так как внешность не вызывает особенных подозрений у сотрудников правоохранительных органов, они знают язык и культурные особенности этих стран.

- не менее активно представители РИС проявляют себя на рынке продажи человеческих органов. Следует отметить, что преступный доход поступает  исключительно в карманы нескольких лидеров РИС. Люди же, особенно это  касается молодого поколения, используются под псевдоисламскими лозунгами, как пушечное мясо;

- основным полем вербовки живой силы для РИС является сеть Интернет.

3.    УГРОЗА ИСЛАМИЗМА

 

Борьба с терроризмом вновь стала актуальной для России в конце ХХ века, когда на южных рубежах России возник пресловутый «пояс нестабильности». В те годы под лозунгом создания Всемирного халифата, в Дагестан вторглись террористы. В 1999-м и в 2002-м годах в Москве были совершены террористические акты. В 2004-м году террористы захватили школу в Беслане. В кратчайшие сроки руководством России было организовано системное противодействие терроризму, и волну террора удалось остановить.

В то же время укреплялось понимание того, что мало подавить деятельность террористических структур, гораздо сложнее сломать систему воспроизводства терроризма. Угроза терроризма для России будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства террора. Ключевыми элементами этой системы являются: идеология терроризма, её пропагандисты и носители, а также каналы распространения идей терроризма.

Победа над терроризмом станет необратимой, только при условии изменения правовой психологии людей, когда удастся добиться отторжения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. В данном случае речь идёт о создании антитеррористической идеологии.

Наглядно понять мотивы, движущие террористами, позволяет знакомство с идеологией и практикой крупнейшей в мире террористической структуры ИГИЛ/ДАИШ.

Псевдогосударство

 

Первым в мировой истории опытом создания государства,живущего только терроризмом,стало создание Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) (запрещённой в России организации). По арабски эта аббревиатура звучит как ДАИШ. По сведениям заместителя руководителя ФСБ РФ Евгения Сысоева, в распоряжении халифата около 80 тысяч боевиков. За 2 года войска ИГИЛ/ДАИШ захватили значительные территории Ирака и Сирии. Контролируемая террористическим халифатом территория достигает около 90 тыс. квадратных километров, с населением порядка 8 миллионов человек. Бюджет террористического псевдогосударства по разным оценкам обеспечен на уровне 2-4 млн. долларов ежедневно.

Следует отметить, что подобный уровень дохода свидетельствует о наличии международной структуры поддержки, межгосударственных транспортных коридоров и ещё о многом другом. Следовательно, ИГИЛ/ДАИШ пользуется неформальной поддержкой целого ряда государств Ближнего Востока, богатеющих за счёт деятельности террористов. В структуре доходов ИГИЛ/ДАИШважнейшее место занимает продажа нефти по демпинговым ценам, следующей статьёй дохода является работорговля, похищение людей за выкуп, продажа человеческих органов, а также торговля краденными предметами искусства и культурно-историческими ценностями криминального происхождения.

Провозглашённой целью ИГИЛ/ДАИШ является создание на территории Сирии, Ирака и Ливана псевдоисламского суннитского государства, живущего по законам шариата, для ведения священной войны (джихада) с «неверными» (кафирами) во всем мире.Халифат (в переводе с арабского - замещение, наследование) - это арабо-мусульманское теократическое государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами.

Примером такой формы государственного управления служила Османская империя. У мусульман титул«халиф» является самым высоким, это наместник или исполняющий обязанности Пророка. Он является гарантом соответствия повседневной жизни мусульман последнему божественному Посланию - Священному Корану.

Мусульмане-сунниты полагают, что халифом может стать любой мусульманин, член мусульманской общины, независимо от расовой, национальной, социальной и любой иной принадлежности. Халиф избирается большинством голосов из нескольких кандидатур простым открытым голосованием членовобщины.Ныне во главе ИГИЛ/ДАИШ стоит халиф Ибрахим Аввад Ибрахим Али Мухаммад аль-Бадри ас-Самарраи, обладающий неограниченной властью. При нем действует совещательный орган – Шура, члены которого назначаются халифом.

Кому-то разговор о халифате покажется экзотикой далекой от жизни россиян. К сожалению, это не верно. Дело в том, что ведение военных действий постоянно требует от ИГИЛ/ДАИШ пополнения военного контингента. Предыдущий состав террористической группировки, набранный из местного населения, значительно поредел и халифату необходимо пополнить запасы «пушечного мяса». В поисках выхода халифат развернул грандиозную кампанию вербовки новых кандидатов в боевики. Статистика свидетельствует, что Россия занимает четвертое место в списке государств, поставляющих боевиков для террористического халифата. Из 25 тыс. наемников, воюющих на стороне ИГИЛ, граждане РФ составляют 1,8 тыс. Многие из них получив опыт вооружённой борьбы, вернутся и продолжат вербовку террористов, усугубляя проблемы России в её противодействии терроризму.

Псевдоислам

 

Основные идеологические постулаты исламистов изложены в Декларации, опубликованной на пяти языках и провозглашающей создание лжегосударства под властью халифа Ибрагима. Идеология халифата противоречит традиционному исламу. Понятие «джихад» в переводе с арабского означает усердие на пути Аллаха. Джихад сравним с вооруженной борьбой. В традиционном исламе он означаетсвященную войну со своими духовными пороками, такими как ложь, скупость, обман, развращенность. Таким образом, джихад –это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и, наконец, ведение войны с военными агрессорами во имя Аллаха. Втрадиционном исламе военный джихад является обязательным только в случае явной угрозы.

Проявление агрессии и убийства правоверные считают большим грехом. В Коране сказано: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям», «убийство одного невинного человека равносильно убийству всего человечества». Шахиды – смертники, взрывающие бомбы средимирных людей, якобы во имя Аллаха, осуждаются традиционным исламом.

В своей жизни правоверные обязаны руководствоваться шариатом.Так называется мусульманская система права. Сарабского языка слово шариат переводится как«чистая, протоптанная тропа к воде». Для мусульманэтот образ чистого пути означает Закон, данный Аллахом через своих пророков и последнего пророка Мухаммеда. Правила шариата столь же важны для верующего, насколько чистая вода нужналюбому человеку.

Вероятно этот образ чистого пути, подразумевает2-ястатья Каирской Декларации по Правам человека в исламе, принятой 05.08.1990 членами государств исламского сотрудничества.Статья постулирует, что сохранение человеческой жизни в течение времени, отпущенного Господом, является обязанностью, предписанной шариатом.

Однако в на территориях исламистов шариат действует только в отношении мусульман, а неверные (кяфиры), согласно идеологии террористов, являются воплощением дьявола и должны быть либо убиты, либо взяты в рабство (женщины). При этом к кяфирам относят всехмусульман – шиитов, алавитов, йезидов, суфиев – неарабов, сторонников властей Сирии, Ирака, Саудовской Аравии.Также к числу «не уважающих ислам и мусульман» относят христиан и иудеев. Командиры боевиков навскидку определяют, кто из христиан и иудеев не уважает ислам. Снисхождение делается только богатым людям за взятки и помощь боевикам в бизнесе, а также тем, за кого они просят.

ИГИЛовским шариатом установлен специфический дресс–код, обязывающий всех мужчин носить бороду, а женщин – носить чадру (легкое женское покрывало белого, синего или черного цвета) и абайю (длинное традиционное арабское женское платье с рукавами). Среди прочих правил: запрет курения сигарет и употребления жевательной резинки, за нарушение правила – 80 ударов плетью; женщинам запрещено передвигаться на улице без сопровождения мужчины, пойманную женщину доставляют домой, а мужчина – опекун подвергается 80 ударам плетью.  

Аяты из Корана, высказывания Пророка указывают на свободу совести и вероисповедания. Однако на подконтрольных ИГИЛ/ДАИШ территориях христианам запрещено строить монастыри, церкви и кельи, демонстрировать религиозную символику и литературу, вслух читать церковные тексты, звонить в колокола; христиане обязаны придерживаться дресс-кода ИГИЛ/ДАИШ и хоронить своих единоверцев на специально отведенных новыми властями кладбищах. При этом, на обеспеченных людей накладывается подать в размере 4 золотых динаров в год, на представителей среднего класса – 2 и на бедняков – 1. Всё население захваченных территорий обязано содержать террористов.

Боевики ИГИЛ/ДАИШ объявили своей «добычей и целью» граждан России, находящихся в Сирии, посольство Российской Федерации, другие объекты, принадлежащие нашей стране. Лидеры «Исламского государства» в качестве объекта своих террористических устремлений указывают территорию Российской Федерации.

4.             ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ХАЛИФАТ

 

Интернет далеко опередил все существовавшие в истории средства влияния на аудиторию. Всемирная паутина Интернета постоянно совершенствуется, простота доступа гарантирует глобальный объём аудитории, лёгкость создания собственного источника информации позволяет формировать любые целевые аудитории, виртуальность контакта облегчает манипуляцию собеседниками, оперативность и анонимность передачи информации вовлекают в контакт самых непредсказуемых собеседников. Носители террористической идеологии не могли оставить Интернет без внимания.

Машинаисламистской пропаганды

 

Среди прочих террористических группировок ИГИЛ/ДАИШ выделяется не только своей военной и экономической мощью, но и весьма умелым ведением пропаганды с использованием средств массовой информации и интернет-ресурсов. Для достижения своих целейхалифат использует новейшие высокотехнологичные инструменты коммуникации и передовые маркетинговые стратегии.

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин отмечает: «Если раньше экстремистские организации выступали фрагментарно, то сейчас работа ведется спланированно и грамотно. При наличии специалистов, завербованных на Западе, в Российской Федерации и ряде азиатских стран они создали механизм, который работает уже на 24 языка». Интернет-вещание на 24-х языках превышает уровень представленности в социальных сетях ведущих государств мира. Эти цифры свидетельствуют о масштабах колоссальноймашиныисламистской пропаганды.

Русский язык занимает в обойме пропагандистов ИГИЛ/ДАИШ третье место после арабского и английского. Это не удивительно, на русском говорят около 260 миллионов человек, в основном на территориях бывшего СССР. Анализируя характер подачи исламистской пропаганды, эксперты уверенно говорят о том, что она ориентирована на молодёжную аудиторию. Среди её особенностей: 

- акцент на визуализацию массового контента;

- упрощенная и однозначная интерпретация представленной информации;

- противопоставление своей группы остальному обществу по принципу избранности.

Подобные методики воздействия находят наибольший отклик именно у молодежной аудитории в силу обусловленного возрастом более низкого порога критического восприятия всего нового, обостренного максималистского восприятия окружающей социальной реальности и стремления к уникальной зачастую протестной идентификации.

По мнению председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина: террористы «используют яркие, привлекательные образы, обещание различных благ, участие в «миссии справедливости» ни много ни мало общемирового масштаба». О том, какое воздействие оказывают указанные формы подачи информации, красноречиво свидетельствуют данные социологических исследований.

Учеными Казанского (Приволжского) федерального университета и сотрудниками Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан осуществлён ряд исследований и мероприятий, направленных на профилактику распространения экстремистских идей и идеологий в среде молодежи.

По результатам исследований были выявлены так называемые «группы риска» и определены целевые аудитории пропагандистов экстремистской идеологии. В частности, исследования зафиксировали, что молодые люди в возрасте до 30 лет, являющиеся практикующими мусульманами и разделяющие идею о том, что настоящий мусульманин должен стремиться к построению халифата, в своем большинстве в качестве основного источника знаний по исламу указали интернет.

Проводимый систематический мониторинг ряда исламских интернет-сообществ в русскоязычном сегменте сети интернет показал, что число участников данных тематических групп, в которых пропагандируются идеи отказа от взаимодействия со светскими властями и обществом, педалируются темы преследований мусульман в России, а также осуществляются призывы к построению халифата - имеют тенденцию к постоянному росту участников. В частности, рост аудитории из числа жителей Российской Федерации за период с января по сентябрь 2015 года составил порядка 56 000 человек со 120 907 до 176 961. При этом 69% от общего числа участников групп составляют люди в возрасте до 30 лет.

О том, какое влияние оказывает машина исламистскойпропаганды на общероссийскую аудиторию свидетельствуют цифры социологических замеров. Мониторинг праворадикальных групп в сети интернет с января по август 2015 года выявил рост количества участников из числа жителей Российской Федерации более чем на 8000 человек- с 145 891 до 154 207. При этом люди в возрасте до 30 лет составляют 81% от общего числа участников. Таким образом, социологические замеры подтверждают факт того, что молодые российские пользователи сети интернет являются объектом активного манипулятивного воздействия со стороны структур, заинтересованных в продвижении экстремистских установок в среде российской молодежи.  

Применяемые технологии обмана и манипулирования

 

Под воздействием экстремистской пропаганды тысячи коренных европейцев устремляются в Сирию. Это неудивительно, так как на террористов работают профессионалы высочайшего уровня, бывшие сотрудники спецслужб Ирака и Сирии. Общемировая статистика свидетельствует о все болеепристальном внимании ИГИЛ/ДАИШ к женщинам.

По признанию французских властей, около 60 из 1000 волонтеров ИГИЛ/ДАИШ - женщины. В ИГИЛ/ДАИШ отправились около 100 гражданок Великобритании, треть из которых - с высшим образованием, половина новых мусульманок – в возрасте от 16 до 24 лет. На Ближний Восток направились 50 гражданок Германии, самой юной всего 13 лет. Свыше 20 женщин, начиная с 15 лет, - из Австрии.  А из 85 джихадистов, покинувших Швецию ради ИГИЛ/ДАИШ, по данным шведской службы безопасности, каждая пятая – женщина.

Наиболее яркий пример завербованной русской женщины - история Аллы Сапрыкиной, получившей после принятия ислама имя Аминат. Приняв ислам, она отправилась в ряды террористов. Будучи одно время «общей женой» для боевиков Дагестана, Сапрыкина согласилась стать смертницей, и 28 августа 2012 года совершила самоподрыв во время посещения известного суфийского шейха Саида Чиркейского, который был наиболее яркой фигурой в деле сохранения и популяризации традиционного для этого региона ислама, что вызывало ненависть у ваххабитов.

Понятно, что выиграли террористы: - в результате убийства шейха, с помощью завербованной ими русской мусульманки,террористы добились уничтожения одного из наиболее влиятельных противников исламизма в Дагестане. Остаётся вопрос о том, для чего это было нужно самой Сапрыкиной?

В результате каких ухищрений человек превращается в объект манипуляций, в переносчика взрывчатки для убийства невиновных людей?

«Промывают мозги» в основном по системе ДИСКО: деньги, идеология, секс, компрометирующие материалы. Сначала собирают информацию о возможных слабостях человека, а затем пытаются прощупать по всем направлениям. Что сработает, на том и подлавливают», — раскрывает секрет вербовщиков эксперт «Международной академии исследования лжи», полиграфолог-верификатор Александр Лукин.

О том, как воздействуют вербовочные технологии на неподготовленного (даже и осведомлённого об угрозе ИГИЛ/ДАИШ) человека, свидетельствуют факты.Правоохранительные органы в Европе уже зафиксировали три наиболее угрожаемые категории женщин.Самой опасной категорией, легко доступной для вербовки, остаются школьницы, совсем юные девушки. Их вовлекают через социальные сети, пользуясь подростковыми доверчивостью и максимализмом. Виртуальный характер общения в интернете облегчает задачу вербовщика, так как ему легче притворяться. Вербовщик становится для школьницысначала «понимающим другом», потом наставником, гуру. В силу возраста школьниц легко увлечь романтическими идеями, а кроме того пообещать замужество.

Истории с жертвами вербовки, примыкающими к террористическим организациям, поражают тем, насколько порой безрассудно эти девушки готовы себя вести. В их случаях происходит смешивание женской любви, желания выйти замуж и религиозного фанатизма. Естественно, что такое сочетание мотивов выгодно вербовщикам, чем они и пользуются. Впрочем, это обстоятельство никак не оправдывает девушек и не снимает с них ответственность, хоть и порой подобные истории могут показаться сентиментальными.

Вторая категория - одинокие женщины и матери-одиночки, те, кто ищет пару на международных сайтах знакомств. На контакт с ними выходит заранее отобранный видный и обходительный мужчина. Собеседник готов немедленно жениться на европейской женщине, независимо от ее возраста и внешности, приглашает к себе в гости, оплачивает дорогу, встречает и закрепляет знакомство. Вступив в брак, мужчина излагает новобрачной понятия «порядка и справедливости, согласно пониманию ИГИЛ/ДАИШ.Если даже новобрачная по доброй воле не прониклась ИГИЛовским пониманием брака, теперь она обязана подчиняться мужу, без разрешения которого покинуть страну проживания уже не может.

Третья категория образованных и обеспеченных женщин среднего класса, которые как правило, не ищут себе пару на сайтах знакомств, тоже оказываются в ИГИЛ/ДАИШ, так как их чаще всего используют «втемную». Например, около 2000 европейцев, уже работающих на ИГИЛ/ДАИШ, искренне считали, что работают в этом регионе ПРОТИВ джихада!

Кактакое происходит? Через респектабельных посредников людям предлагают работу в неправительственных некоммерческих организациях на Ближнем Востоке, под предлогом гуманитарной миссии в целях поддержания мира в регионе. Европейским гражданам в «странах третьего мира» традиционно больше платят, у них бесплатное жилье, питание, транспорт, социальный пакет и страховки. И, даже приехав на место, они могут еще какое-то время работать в узком сегменте, не  понимая, какому именно общему делу служат.

Механизм вербовки

 

Технологии вербовки постоянно совершенствуются. Число категорий людей намеченных к вербовке, постоянно разрастается. В группе риска отмечены категории людей, недавно переживших стресс, болезнь, потерю близких; легковерные внушаемые люди, а также максималисты; люди, у которых так и не сформировалась устойчивая система ценностей; люди, не узнавшие культуры и духовной традиции своего народа; люди, ощущающие себя непонятыми, непризнанными, недооценёнными, невостребованными в этой жизни; люди, готовые утвердиться за счёт других. Представителей указанных категорий внимательно высматривают представители ИГИЛ/ДАИШ, для них это просто оплаченная работа!

Важно отметить, что в социальных сетях России расставляется «наживка» - своеобразный информационный вирус, который позволяет позитивно оценить халифат.Есть наживка на юную девушку, например, на сайте для девушек размещён«Сонник». В этом соннике есть толкование сна с моджахедом: - «Увидеть во сне муджахида, означает, что поблизости от вас появится надёжный защитник, настоящий мужчина». Теперь у девушки есть повод хотеть встречи с муджахидом. Для начала – во сне.

Есть специальная категория «наживки» рассчитанная на представителей категории «отъявленных подонков». Как известно, «Исламское государство» узаконило рабство, возродив рынки невольников и невольниц, где самый ходовой и дорогой товар - маленькие девочки. Вдобавок исламистами была выпущена инструкция, как правильно насиловать и наказывать женщин.

Теперь специалистам вербовки остаётся регулярно проверять контакты в социальных сетях и отбирать наиболее подходящих кандидатов для вербовки. Схема вербовки работает следующим образом. На первом этапе наводчик вычисляет потенциальную жертву, выявляет пристрастия и проблемы у потенциального кандидата. Объектом вербовщиков становятся в основном молодые люди: романтики, идеалисты, изгои и просто не адаптировавшиеся к взрослой жизни ребята, которые не хотят мириться с окружающим их социальным неравенством.

 Затем в работу включается мотиватор, чья обязанность говорить человеку то, что ему хочется услышать. Неформала похвалят за непохожесть и оригинальность. Самолюбивому скажут, что он недооценён. Одинокому предложат дружбу. Девушке пообещают любовь, надёжного спутника - настоящего мужчину. Тому, кто несогласен с несправедливостью общества, предложат сражаться за справедливое устройство – за ИГИЛ/ДАИШ. Но это будет сказано уже гораздо позже.

На протяжении первого и второго этапа продолжается сбор и анализ информации об объекте вербовки. Эта информация будет использована на следующих этапах.По мере сближения, мотиватор будет укреплять представление кандидата о том, что он недооценён, о том, что жизнь к нему несправедлива. О том, что где-то в другом месте, его смогут оценить по достоинству. О том, что он мог бы реализовать себя в настоящем, важном деле, где внесет свой, может быть решающий, вклад в усовершенствование мира.

Основная работа ведется по дискредитации окружающего молодых людей мира, сначала культивируется порочность этого мира, а потом предлагаются пути выхода из этого: братство, социальная справедливость якобы имеющиеся в модели, предлагаемой «Исламским государством». Главное на этом этапе - убедить вербуемого в том, что он сам принимает решения, которые ему навязывает мотиватор.

Когда доверие к мотиватору окрепнет, вербуемого приглашают на встречу. Количество собеседников не играет особой роли, задача встречи – укрепить авторитет «истины», стоящей за мотиватором, и сделать волю вербуемого более податливой к влиянию. Не исключены элементы гипноза и применение лёгких наркотиков. На этой встрече человеку дадут понять, что его заметили, что он избран. Что примечательно, избран для особо важного дела. Если одной встречи мало, будут ещё одна-две, а может даже потребуется несколько месяцев, чтобы снизить уровень критического мышления и заставить человека изменить строй мышления. И вновь, главное – чтобы вербуемый считал, будто он сам принимает решения, навязанные ему мотиватором.

Когда доверие к мотиватору становится максимальным, наступает решающий этап – отъезд. Чтобы не спугнуть вербуемого, мотиватор может и не упоминать об ИГИЛ/ДАИШ. Кандидата на вербовку могут пригласить на курсы изучения языка, отправиться к любимому человеку, пообещать работу или возможность общения с авторитетным лидером. Приёмов и поводов может быть много. Общее у них одно: отъезд обычно оказывается внезапным, срочным, билет покупается незадолго до отъезда, не оставляя времени для размышленья.

Мотиватор убеждает вербуемого, что ему РАЗ В ЖИЗНИ выпал шанс, который нельзя упустить. Внезапность принятия решения ошеломляет человека, лишает его возможности взвесить «за» и «против», лишает возможности обратиться за советом к знающим людям, к своим близким. Главная цель манипуляций – сделать жертву вербовки безвольной игрушкой в руках вербовщика.

Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение» 29% россиян считают, что стремление молодых людей и девушек вступать в ряды террористических организаций, подобно ИГИЛ/ДАИШ, связано с широкой пропагандой и зомбированием. Среди других причин, толкающих российскую молодежь на вступление в ИГИЛ, респонденты указали на социальные проблемы: на тягу юношей и девушек к лучшей жизни, деньгам (13%), неустроенность жизни, проблемы, безвыходное положение (8%), а также проблемы в воспитании, семье (6%).

12 % объясняют стремление молодежи оказаться в рядах боевиков глупостью, незрелостью и юношеским максимализмом, 6% - нехваткой острых ощущений. Еще  8% винят в этом отсутствие идеалов, идеологии, слабость патриотическое воспитания. По данным опроса, подавляющее большинство россиян (91%) исключает возможность того, что кто-то из их знакомых захочет вступить в ИГИЛ/ДАИШ.

5.    РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ВЕРБОВКИ

 

Реальна ли для школьников угроза, исходящая из Интернет-пространства? В одной московской школе учитель информатики провел исследование по предпочтительным местам детей в сети Интернет во внеурочное время. Результаты ошеломили родителей. Именно в то время, когда родители находились дома и были уверены, что их дети два часа как готовят домашнее задание, дети отвечали, что «резались» в групповую игру, или общались в соцсетях. Срезы на предмет посещения разных сайтов были сделаны по конкретным классам. Спектр запрещенных сайтов, на которые заходят дети оказался обширен, и количество сайтов таящих угрозы было в несколько раз больше, чем развивающих, игровых, информационных. Родители не смогли по названию и ссылке назвать, какие сайты посещали их дети, равно как и направления деятельности организаций, которые за ними скрываются.

Этот пример показывает, что жизненно необходимо усилить контроль за Интернет-пространством, в котором бывают школьники. Причём важно построить отношения с ребенком на доверительной основе. Только вот трудно выстроить доверие, если отсутствует единое отношение к обсуждаемому предмету. Ведь даже современные медиа-средства России порой выдают противоположные объяснения информации, связанной с халифатом.

Основы эффективности контрпропаганды

 

Чтобы выстроитьуспешную и эффективнуюсистему коммуникативного взаимодействия следует учитывать основные особенности обращения людей с информацией. Особенности укладываются в пяти вопросах:

1.  Как люди думают и понимают сообщения?

2.  Как люди запоминают информацию?

3.  Какие эмоции люди испытывают?

4.  Какие установки имеют люди?

5.  Как люди принимают решения?

Как правило, у взрослых людей в должной мере работают все пять пунктов. Если же объектом воздействия оказываются дети, начинают возникать некоторые проблемы. Например, установки, о которых идет речь в четвертом пункте, у детейотсутствуютили находятся на стадии развития. Формирование этих установок происходит в семье и школе. Решения за детей, пока они малы,принимают взрослые. Разумеется, речь идет не обо всех решениях: простые остаются на усмотрение ребенка, тогда как сложные, радикальным образом влияющие на его жизнь,  все-таки принимают взрослые.

Следующим важным моментом является то, как подается информация: выражена ли она в явном виде или является подразумеваемой и скрытой. Следует также помнитьо фундаментальных категориях риторики: логос, пафос и этос. Логос – это словесное наполнение, категория, являющаяся основной у детей. Пафос – это эмоциональное наполнение, категория, находящаяся на очень высоком уровне у детей. Этос – это нравственное начало, категория, практически не развитая у детей. 

Если говорить о защите детей от пропаганды, о противодействии пропаганде в целом, то следует учесть, что большинство её инструментов относится к категории «пафос». Пропагандистский инструментарий основан на эмоциональном воздействии, которое провоцирует аудиторию на какие-то действия. Между тем как контрпропаганда основывается на другой категории – «логос». Возникает парадокс: действия пропаганды и действия контрпропаганды лежат в разных плоскостях. Таким образом, контрпропаганда не оказывает влияния на те сферы, на которые воздействует пропаганда. То есть, усилия контрпропаганды заведомо направлены не на противодействие, а на выстраивание каких-то других смыслов, не связанных с теми, которые уже выстроены с помощью пропаганды. Это одна из основных сложностей противодействия пропаганде терроризма.

Чтобы обеспечить действенность контрпропаганды, следует ответить на вопросы: Кто целевая аудитория? На кого направлены усилия в информационной войне? Кто противник в этой информационной войне? На какой цели надо сосредоточиться в первую очередь? Чем заниматься, пропагандой или контрпропагандой? Если вести речь о детской аудитории, следует четко понимать, что эта аудитория неоднородна (пол, возраст, религия, воспитание и так далее), но главное то, что это дети и их мировоззрение до конца не сформировано. У них легко вызвать когнитивный диссонанс, ввести в заблуждение.

Из описанных выше теоретических и практических вопросов, выводы следующие. На уровне риторических приемов необходимо использовать самые разные средства (повторы, метафоры, аналогии и т.д.). Тексты, предлагаемые детям должны быть эмоционально насыщенными и максимально понятными. Кратко эту мысль можно сформулировать следующим образом: для сообщений, рассчитанных на школьников необходимо использовать максимально простые и понятные слова – языковое ядро (около 2000 слов языка).

В интересах распространения идеологии террористы бьют по уязвимым местам людей. Уязвимым в силу возраста, взаимоотношений в семье, социального и финансового статуса. То есть, основной удар от воздействия приходится на болевые точки. Терроризм оправдывает свое насилие чужим насилием: нас убивали, бомбили, морили голодом, насиловали, притесняли, мы будем делать то же самое. Это ветхозаветная логика «око – за око, зуб – за зуб». Её и следует учитывать, выстраивая логику контрпропаганды.

Чтобы не допустить разбегания в параллельные категории: логос – пафос,аргументация должна быть одного уровня.Это не значит, что нужно опускаться до уровня оппонента.Это означает, что необходимо эффективно воздействовать на чувства, как и противник, не пытаясь взывать к голосу разума. Террористы ИГ снимают красочные, потрясающие по эмоциональному накалу постановочные видео, они готовятся, как постановщики в театре. Например, во время казни заложников из военного контингента в Пальмире было устроено целое представление, держащее зрителя в постоянном напряжении. Это представление завораживает и воздействует на низменные и первобытные инстинкты людей. Оппоненты исламистов никогда не смогут себе такого позволить, если говорить о казнях, но для контрпропаганды важно другое, что оппоненты исламистов также не позволяют себе такой уровень представления.

 

Практические аспекты. К применению

 

Молчать о массовых казнях, оберегая детей, это понятная позиция, но доводить эти действия до абсурда, значит, делать из детей будущих неврастеников, когда каждая «разбитая коленка» станет шоком для ребенка, ситуацией, в которой он будет беспомощным и уязвимым. Возможно, есть повод вести речь о «шоковых прививках», о возможности демонстрации детям контента, который их может сильно удивить, но в то же время и отрезвить. Разумеется, это необходимо делать под контролем психологов, с согласия родителей и в рамках Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[2].

В вопросах освещения событий очень важна своевременная подача информации: чем быстрее мы представляем свою точку зрения, тем меньше шансов у оппонента завоевать внимание и симпатию аудитории. Иногда промедление – это признак шока и слабости, что в корне противоречит идее информационной войны.

Кроме теоретических выводов можно сформулировать и ряд практических, хотя в большей степени это, конечно, поводы для размышления:

• Возможно развитие разнообразных культурных программ. Речь в данном случае идет о школах. Программы «обмена» между школьниками, принадлежащими к различным культурам, исповедующими различные религии. Это можно назвать «уроками толерантности», когда приходит «иноземец», «иноверец» и рассказывает о себе, о том, как он живет, чем живет, рассказывает о своей вере, о культуре предков, о принципах и т.д. 

• Необходимо введение мультимедийных уроков в школах. Можно организовать показ фильмов о других странах, о чужих истории, культуре. Например, фильм о Пальмире.Можно показать древний амфитеатр Пальмиры и рассказать о том, что террористы превратили его в место массовых казней. Потом можно рассказать о том, что взяв Пальмиру, наши освободители организовали в этом же амфитеатре концерт всемирно известного Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева "С молитвой о Пальмире.После показа красот Пальмиры, сообщить, что террористы ИГ взорвали большую часть древнего города, потому что враждуют с культурным наследием мира. 

• Необходимо четкое выделение категорий. Следует называть явления своими именами. Боевики и террористы – это люди, ислам – это религия. Если боевики называют себя приверженцами ислама, это не означает, что одно вытекает из другого. 

• Детям нужна информация доступная их пониманию, в данном случае, конечно, стоит учитывать поло-возрастные, другие социально-демографические и психографические характеристики. Необходимы простые, но эмоционально-яркие слова, образы, картинки, фотографии, сложное должно объясняться просто.

Представляется, что борьба с распространением идеологии экстремизма и терроризма должна избегать уклона как в либеральную, так и мобилизационную лексику. В условиях демократического мира требуется сочетание инструментария пропаганды, публичной дипломатии и формирования правильного мировоззрения. Представленные вопросы могут быть решены только при организации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими антитеррористическую деятельность, направленную против экстремизма, ксенофобии, расизма, национализма, против деструктивных организаций, банд и группировок.

Только правоохранительные структуры могут оказать содействие, помощь, поддержку в наполнении содержательной части просвещения актуальными просветительскими и профилактическими материалами по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. В том числе, материалами по профилактике попадания несовершеннолетних под влияние экстремистских религиозных организаций. Содержательная же часть должна быть адаптирована для родителей детей разного возраста и педагогов, осуществляющих обучение, классное руководство, воспитание разных возрастных групп детей.

Организация работы по противодействию идеологии терроризма в молодёжной среде

Основные принципы профилактики терроризма

 

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) террористической деятельности основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Сегодня успешное противодействие терроризму зависит не только от успешности действий правоохранительных структур, но и от того насколько эффективно будет функционировать система профилактики влияния террористической идеологии на сознание молодёжи. Одним из наиболее активных участников процесса формирования правового и гражданского сознания подрастающего поколения является система образования. Имеющиеся у нее профессиональные, организационные ресурсы, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на молодежь, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры поведения ивзаимоуважения среди будущих граждан России.

Факторы организации профилактической работы в области противодействия экстремизму и терроризму:

 

- экономические, социальные факторы жизни подростков и молодежи;

-психолого-возрастные особенности развития подростков и молодежи;

-компетентность родителей (законных представителей), в вопросах предупреждения терроризма в подростково-молодежной среде;

-компетентность педагогов во всех сферах жизнедеятельности учащихся;

-готовность служб психолого-медико-социалогического сопровождения образовательного процесса, к проведению профилактической работы в целях противодействиятерроризму и экстремизму среди подрастающего поколения;

-наличие методического сопровождения образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению терроризма и экстремизма в подростково-молодежной среде и др.

Работа по профилактике терроризма в образовательной организации должна строиться в соответствии с четко сформулированнымицелями и сформированным планом действий. Возможные варианты формулирования тем:

-воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

- формирование у учащихся представления о принципах противодействия террористического деятельности;

- правовое просвещение обучающихся с цельюформирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического сознания.

Основные задачи профилактики терроризма

 

- способствовать воспитанию законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;

- сформировать нормы социального поведения, характерного для гражданского общества;

-организовать сотрудничество школы и семьи в вопросах безопасного поведения подрастающего поколения для снижения социальной напряженности в обществе;

- прививать через общественные организации, органы ученического самоуправления навыки противодействия терроризму;

Организация просветительской деятельности с родителями обучающихся по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде

 

При организации просветительской работы с родителями необходимо:

-объяснять родителям понятия «терроризм» и «экстремизм». Для этого необходимо налаживать тесные контакты с соответствующими организациями и ведомствами, приглашать компетентных специалистов на классные часы и родительские собрания;

 - формировать у родителей (законных представителей) общие представления о понятиях «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения», применяя современные формы работы с родителями, такие как: использование дистанционных технологий, работа в социальных сетях, интерактивные виды общения и др.

-знакомить родителей с установленными видами ответственности родителей за правонарушения, совершенные несовершеннолетними. Для этого образовательной организациинеобходимо работать в тесном контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних и правоохранительными органами, способными компетентно проводить правовую беседу с родителями. Создавать на сайтах образовательных организаций интерактивную правовую рубрику для родителей;

-обсуждать с родителями проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении;

-вовлекать родителей в активные формы совместной с учащимися воспитательной и внеурочной деятельности. Положительное отношение родителей к учащимся других национальностей и культуры способствует проявлению положительного отношения к ним и у детей.

Организация просветительской деятельности с обучающимися по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде.

 

В организации просветительской деятельности по профилактике терроризма и экстремизма в подростковой и молодежной среде можно использовать просветительские беседы, психолого-педагогические занятия с элементами тренинга, дискуссии, круглые столы, конференции, заседания научного общества обучающихся и др.

 Просветительские беседы по профилактике экстремизма и терроризма позволяют решать следующие задачи:

- способствовать усвоению обучающимися знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

- способствовать усвоению обучающимися знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;

- развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов.

Длительность просветительской беседы должна составлять не более одного академического часа. Обязательной частью такой беседы является установление обратной связи с аудиторией. Чем большую долю времени занимает свободная дискуссия и чем меньшую - изложение специалистом или педагогом заранее подготовленного материала, тем выше эффект. Если у учащихся нет определенного запаса представлений о том или ином предмете разговора, то беседа оказывается малоэффективной. В связи с этим, целесообразно заранее дать детям задание по поиску информации о сущности экстремизма и терроризма.

 Во время беседы обучающиеся могут быть включены в выполнение разнообразных групповых и индивидуальных заданий, позволяющих сформировать оценочные суждения о проблеме экстремизма и терроризма.

Решение практических ситуаций даст обучающимся возможность выработать стратегию поведения в экстремальной ситуации.

Создание системы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма и включение их в планы работы образовательных организаций (в качестве плана действий, «дорожной карты»).

 

Любая профилактическая деятельность должна носить системный характер с учетом особенностей развития образовательной организации. Каждая образовательная организация должна разработать систему мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма (план действий, «дорожную карту»), включить мероприятия в план работы образовательной организации, распределить по конкретным классам, назначить сроки проведения мероприятий и ответственных за их проведение. Должен быть зафиксирован ожидаемый результат от каждого планируемого мероприятия.Список примерных тем мероприятий может выглядеть следующим образом:

«Проведение классных часов по темам: «Что такое терроризм», «Терроризм - угроза человечеству»; «Проведение конкурсов, акций, флэшмобов»; «Организация профилактической работы с родителями обучающихся по…».

В первую неделю сентября в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом проведение следующих мероприятий:

- тематический урок, посвящённый годовщине трагических событий в г. Беслане;

- акция «Свеча памяти», посвященная памяти жертв в Беслане;

- классные часы: «Терроризм не имеет лица», «Нет террору»;

- линейки памяти жертв Беслана: «Объединимся вместе против террора», «События в  Беслане» с минутой молчания.

Каждое проведенное мероприятие должно быть проанализировано с точки зрения качества и эффективности его проведения.Мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма можно сгруппировать по нескольким направлениям.

Например:

организационно-управленческое и программно-методическое обеспечение работы по профилактике терроризма;

– разработка раздела плана воспитательной работы с классом «Профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде»;

-семинар для классных руководителей «Об использовании методических рекомендаций в работе по профилактике экстремизма среди обучающихся»;

-педагогический совет «Организация работы по воспитанию патриотизма и профилактике терроризма в молодежной среде».

Осуществление мероприятий по профилактике экстремизма, терроризма и национальной нетерпимости в образовательном учреждении:

- родительский лекторий «Психологическая поддержка ребенка в стрессовой ситуации»

- классный час «Урок мира: роль взаимоуважения в многонациональной России»

-индивидуальная работа с обучающимися, склонными к агрессии.

Основные направления работы по профилактике терроризма:

 

Основываясь на опыте существующих программ профилактики терроризма, рекомендуется включать в планы по профилактике терроризма следующие основные направления работы:

Проведение в образовательных учреждениях мероприятий, направленных на формирование гражданственного поведения. Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике терроризма в образовательных учреждениях являются:

 - организация работы классных руководителей в составе проблемных групп по вопросам формирования гражданственного поведения;

 - разработка и введение в учебный план спецкурсов, направленных на профилактику терроризма и терроризма среди молодого поколения, введение в учебные предметы, такие как «История», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности» материала, направленного на формирование противодействия всякого рода террористским проявлениям в поведении подростков;

 - разработка памяток для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов по вопросам профилактики терроризма;

 - организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

 - организация и проведение недели правовых знаний;

 - создание в образовательныхучреждениях советов старшеклассников;

 -создание в образовательных организациях общественных советов старшеклассников по направлению правоохранительной деятельности.

Конкретные мероприятия разнообразны и включают в себя: чтение лекций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тематических семинаров, тренингов, как с обучающимися, так и с педагогами учреждений.

Педагогическим коллективом образовательного учреждения может быть разработана специальная программа «Профилактика экстремизма и терроризма». В основу программы будут положены следующие принципы:

 - формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

 - через воспитательные мероприятия повышение роли семьи в формировании у детей норм взаимоуважения, снижение социальной напряженности в обществе;

 - развитие правового поведения, противодействие экстремизму и терроризму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление.

3. Организация волонтерских (добровольческих) объединений.

Следует отличать молодежные неформальные объединения от экстремистских группировок. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями:

- проведение опроса по изучению вовлеченности обучающихся в неформальные молодежные объединения.

 - организация мероприятий в образовательном учреждении с привлечением представителей молодежных субкультурных объединений («круглые столы», диспуты и др.) Обмен мнениями и информацией о различных молодежных субкультурах позволит привлечь внимание старшеклассников к имеющимся случаям негативного воздействия молодежных субкультур на поведение молодого поколения, и сделать это не с помощью «назиданий и нравоучений», а с помощью тех, кто сам непосредственно получил опыт влияния субкультуры.

4. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и подростков.

На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование гражданственного сознания, профилактику экстремизма и терроризма. Среди них:

 - организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). В том числе, организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа).

- организация празднования (годовщин) Дня Победы. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Пост № 1», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и обучающихся, организация праздничных концертов для ветеранов;

 - организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее.

В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.

5. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур: смотры-конкурсы, фестивали, что предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма и терроризма на национальной основе.

Заключение

 

На сегодня терроризм вырос в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всему мировому сообществу. К сожалению, Россия находится в ряду стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями. В связи с чем борьба с терроризмом стала важнейшей государственной задачей.

В последние годы в нашей стране сформирована эффективная общегосударственная система противодействия терроризму. Значительно ослаблены позиции бандитского подполья в Северо-Кавказском регионе, но современный терроризм отличается необычайной живучестью. Он быстро приспосабливается к изменениям обстановки, совершенствуется в поисках форм проникновения в новые социальные группы, страны и регионы.

Многое сделано и делается сейчас в России и Югре для защиты мирных граждан от потенциальной террористической угрозы. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в других субъектах Российской Федерации, созданы и функционируют Антитеррористическая комиссия автономного округа (АТК) и Оперативный штаб в автономном округе (ОШ), в состав которых вошли представители органов государственной власти и руководители правоохранительных органов региона.

Председателем АТК является Губернатор автономного округа, а руководителем Оперативного штаба - начальник Службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Регионального управления ФСБ России по Тюменской области

В ходе повседневной деятельности Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба реализуются меры по противодействию терроризму, обеспечению защищенности объектов потенциальных террористических посягательств, устранению причин и условий, способствующих проявлениям угроз терроризма, проводится подготовка сил и средств, привлекаемых для решения контртеррористических задач.

В Югре идет постоянная целенаправленная работа по укреплению антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения и массового пребывания граждан. В этом направлении очень важна деятельность муниципальных антитеррористических комиссий, взаимодействие руководителей всех уровней, и прежде всего, крайне необходимы доверие и поддержка со стороны граждан, как важнейшее условие нашего общего успеха.

Для эффективного противодействия террористической угрозе, для того, чтобы и в наши дома не постучалась беда, в профилактическую работу должны включаться не только представители правоохранительных и административных органов власти, но и каждый из граждан России.

Помня о трагических испытаниях, принесённых нашей стране терроризмом, мы должны всеми силами и всеми средствами противостоять терроризму, не допустить дальнейшего разрастания этого зла!

 

Литература:

 

1.             Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма: Учебно-методическое пособие / Сост.: Галанов А.Б., Сапожникова В.А.,  Халикова  Л.Р.,  Ижбулатова  Э.А.,  Лысов  С.С.,  Тимерьянова  Л.Н., Шафигуллина Р.Р. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 190 с.

2.             Методические рекомендации по организации профилактической работы по противодействию экстремизму и предотвращению вовлечения обучающихся в деятельность экстремистских организаций

3.             Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России)

4.             Методические рекомендации «Профилактика экстремизма в молодежной среде. Неформальные молодежные объединения, понятия и характеристики».

5.             Методические рекомендации по вопросу противодействия вовлечения молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации, в том числе террористическую организацию «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), международное религиозное экстремистское объединение «Нурджулар» и международную суннитскую террористическую организацию «Исламское государство Ирака и Леванта» Прокуратура Санкт-Петербурга, УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе Правительства города

6.             Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде: аналитич, доклад / [отв. ред. В.В. Каберник]; МГИМО (У) МВД РФ. — М. : МГИМО-Университет, 2015. — 76, [1] с.

7.             «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» Государственное автономное учреждение по развитию дополнительного образования Республики Карелия Карельский институт развития образования Петрозводск 2015

8.             Рекомендации для принятия практических мер по снижению рекрутирования молодежи в неформальные молодежные объединения экстремистской направленности: по результатам мониторинга деятельности неформальных молодежных объединений с целью выявления отношения несовершеннолетних и молодежи к неформальным молодежным объединениям и деятельности с признаками экстремизма 2015 г., Санкт-Петербург

9.             ФСБ оценило силы ИГИЛ: у «халифата» 80 тысяч боевиков 11.11.2015/Русская народная линияhttp://ruskline.ru/politnews/2015/noyabr/11/fsb_ocenilo_sily_igil_u_halifata_80_tysyach_boevikov/

10.         Русские мусульмане 03.03.2016/Русская народная линия/Раис Сулейманов, Русская народная линияhttp://ruskline.ru/analitika/2016/03/03/russkie_musulmane

11.         Исповедь югорского террориста 26 марта 2015/URA.Ru/Эльдар Булатов http://ura.ru/articles/1036264406

 




[1] Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.


[2] Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.



Опубликовано: 29.07.2016 12:25        Обновлено: 06.10.2016 10:16