Размер:
Цвет:

Рекомендации по организации мониторинга деятельности священнослужителей, прошедших обучение за рубежом, в целях недопущения ими деятельности, направленной на радикализацию населения и поддержку террористической и экстремистской идеологии

                                                                                                                                                                                                   

Утверждены решением Экспертного совета

при Антитеррористической комиссии ХМАО – Югры

(протокол от 20.05.2020 № 4)



РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации мониторинга деятельности священнослужителей, прошедших обучение за рубежом, в целях недопущения ими деятельности, направленной на радикализацию населения и поддержку террористической и экстремистской идеологии




Введение


По состоянию на 1 мая 2020 года, в соответствии с Перечнем объектов (территорий) религиозных организаций, расположенных в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) и подлежащих антитеррористической защите, утвержденным распоряжением Губернатора автономного округа от 26.02.2020 № 42-рг, в Югре расположено 162 объекта религиозных организаций, из них к епархии Русской Православной Церкви относится – 111, к Духовному управлению мусульман Югры – 28, к Церкви христиан веры евангельской – 22 и Католической церкви – 1.

Распад Советского Союза породил масштабный идеологический вакуум. Ценностные модели, привычные для советского человека, перестали работать в рыночных условиях, а новые общепринятые ценности так и не утвердились. В результате этот идеологический вакуум стали заполнять религиозные структуры, которые могли предложить четкое мировосприятие и устоявшийся ценностный набор. Ключевую роль в этом процессе играла Русская православная церковь, которая создала как серьезную кадровую базу, так и всю необходимую образовательную инфраструктуру. Исламские религиозные деятели оказались в более сложном положении. Учитывая, что в советский период был предпринят целый ряд шагов по деисламизации общества, в частности была уничтожена система религиозного мусульманского образования, закрыты практически все мечети, можно сказать, что мусульмане начали воссоздавать свои религиозные институты практически с нуля. В 1990-е этот процесс происходил при значительной подпитке из-за рубежа, как кадровой, так и финансовой.

И кадры в этом процессе, как всегда, «решали всё». Не имея возможности получить исламское образование в России, сотни и тысячи молодых людей уехали учиться за рубеж. Университеты и медресе Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Египта, Турции с распростертыми объятиями принимали россиян на учебу, обеспечивая их общежитиями, питанием и стипендиями. Естественно, подготовка студентов осуществлялась на основе взглядов, которые доминировали в этих странах, без учета российских культурных и национальных традиций. Уже невозможно точно установить, сколько россиян получило исламское образование за рубежом. Этим процессом никогда и никто не управлял: региональные духовные управления мусульман только в последнее время начали контролировать выезд молодых людей на учебу по официальным каналам, но остается и множество неофициальных.

Как результат, в части российских медресе и мечетей появились радикальные проповедники, в том числе вербовщики различных исламистских структур, призывавшие сражаться против неверных. Благодаря совместным усилиям органов местного самоуправления и правоохранительных органов некоторые из таких медресе были закрыты («Расул Акрам» в Москве, «Аль-Фатх» в Ижевске, «Йолдыз» в Набережных Челнах, «Аль-Фуркан» в Бугуруслане и ряд других). Однако это лишь часть проблемы. Практически все выпускники зарубежных исламских учебных заведений вернулись в Россию носителями совершенно другого восприятия мира, общества и ислама и быстро обнаружили несоответствие многовековых исламских традиций, принятых на территории России, тем взглядам, которые они почерпнули за рубежом.

Государство фактически оказалось не готово к подобным трансформациям. Процесс возрождения исламского образования в России начался и проходил без какого-либо контроля со стороны федеральных структур. На федеральном уровне понимание необходимости перемен в сфере исламского образования обозначилось только в 2002 году.

Однако органы государственной власти в полной мере включились в реализацию поручений президента только в 2007 году, когда Правительство Российской Федерации утвердило «План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах». Кроме того, в 2008 году в результате внесения изменений в ряд законодательных актов религиозным образовательным учреждениям было предоставлено право получать лицензию Министерства образования и науки на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Таким образом, религиозное образование стало частью правового поля России, а Минобразования получило рычаги контроля над учебными программами религиозных учебных организаций.

На сегодняшний день, учитывая сложившуюся оперативную обстановку, вызывает вопросы уровень подготовки в автономном округе имамов, содержание поступающей из-за рубежа в мечети Югры религиозной литературы. Органы местного самоуправления автономного округа зачастую не владеют информацией о чем проповедуют имамы в мечетях, не изучают мнение религиозных лидеров.


Подготовительные мероприятия


С учетом изложенного, в целях недопущения священнослужителями, прошедшими обучение за рубежом, деятельности, направленной на радикализацию населения и поддержку террористической и экстремистской идеологии, Аппарат Антитеррористической комиссии автономного округа рекомендует должностным лицам органов местного самоуправления автономного округа, отвечающим за вопросы профилактики терроризма и экстремизма, организовать взаимодействие с Духовным управлением мусульман Югры и с Центром по противодействию экстремизму УМВД России по автономному округу, а также консультации с экспертами-теологами, общественными деятелями, которые посещают объекты религиозных организаций и могут дать реальную оценку степени радикальности проповедей священнослужителей.

При этом необходимо уточнить следующую информацию:

- об учебном религиозном заведении где обучался священнослужитель, какое образование получил, проходил (не проходил) переподготовку в Российской религиозной образовательной организации;

- на каких объектах религиозных организаций осуществляет деятельность данная категория священнослужителей, примерное количество прихожан, постоянно посещающих данные объекты, наличие на объектах религиозных организаций отдельно сформированных групп (ячеек);

- состоит (не состоит) священнослужитель на учете в правоохранительных органах;

- изучить информацию, публикуемую священнослужителями на сайте религиозной общественной организации(при наличии);

- о получении финансовой и информационной (интернет-источники, литература и др.) поддержки из-за рубежа.

Исходя из полученных данных во взаимодействии с правоохранительными органами выстраивается план разъяснительной работы с лицами, получившими религиозное образование за рубежом и занимающимися религиозной деятельностью на территории автономного округа.


Основные мероприятия


Мероприятия плана разъяснительной работы со священнослужителями должны быть направлены на:

- недопущение экстремистских и террористических проявлений среди прихожан, укрепление межнационального, межконфессионального и внутриконфессионального мира и согласия, возрождение духовности и нравственности населения, патриотическое воспитание молодежи;

- готовность священнослужителей разъяснять населению, в чем различие между учением ислама и его радикалистским толкованием;

- необходимость информирования органов местного самоуправления и правоохранительных органов о возможном формировании радикально настроенных ячеек в рамках существующей религиозной организации;

- готовность участия во всероссийских, окружных и муниципальных мероприятиях (конференциях, форумах, семинарах, круглых столах и т.д.) ориентированных на духовное оздоровление общества, формирование у молодежи высоких морально-нравственных жизненных принципов, установление прочного мира и стабильности в регионе, укрепление единства и сплоченности всех народов и представителей конфессий нашей страны.

В ходе разъяснительной работы священнослужителям доводятся:

- современная религиозная ситуация в регионе;

- традиционные российские духовно-нравственные ценности, определенные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- нормы законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за участие и содействие террористической и экстремистской деятельности.

Необходимо отметить, что в процессе проведения мониторинга деятельности священнослужителей, прошедших обучение за рубежом, должностными лицами органов местного самоуправления не допускаются нарушения норм статьи 28 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Опубликовано: 26.05.2020 08:55        Обновлено: 26.05.2020 09:05