Размер:
Цвет:

О.Ю. Абмайкина Информационное сопровождение антитеррористических мероприятий на предмет недопущения искажения сведений об освещаемых событиях, необходимости согласования информационных сообщений с правоохранительными органами

Информационное сопровождение антитеррористических мероприятий (учений) на предмет соблюдения этических норм и недопущения искажения сведений об освещаемых событиях, необходимости согласования информационных сообщений с правоохранительными органами

 

 начальник ОИ и ОС УМВД России по ХМАО – Югре 

О.Ю. Абмайкина


Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Поводом для нашей сегодняшней встречи явилась необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных органов и СМИ автономного округа в условиях проведения антитеррористических мероприятий (учений) и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ террористических проявлений свидетельствует об особой роли средств массовой информации в организации противодействия указанному виду преступности, так как бОльшая часть совершенных преступлений террористической направленности рассчитана на массовый отклик СМИ.

Проблема роли СМИ в борьбе с терроризмом имеет целый ряд аспектов. Важнейший из них связан со стремлением преступников использовать средства массовой информации для осуществления дополнительного давления на власти, усиления страха и появление паники среди населения.

Другой аспект связан с позицией СМИ в освещении чрезвычайных происшествий, особенно таких, как захват заложников, розыск подозреваемых в совершении террористических преступлений, имеющих, как правило, продолжительный характер. Немаловажная проблема – использование СМИ властями и правоохранительными органами для предупреждения терактов и предотвращения их последствий.

Таким образом, на сегодняшнем семинаре речь будет идти о специфике работы журналистов и представителей пресс-служб правоохранительных органов при освещении антитеррористических мероприятий. В своем докладе я постараюсь осветить проблему работы СМИ в условиях КТО (учений) с разных сторон, уделив внимание техническому, юридическому и этическому аспектам. Сегодня мы обсудим наиболее распространенные ошибки, которые могут допускать журналисты и правоохранительные органы, поскольку любая неосторожность в подобных чрезвычайных ситуациях может посеять панику среди населения и принести множество жертв.

Многие из вас помнят прямые трансляции с захвата «Норд-Оста» (теракт на Дубровке в Москве, длившийся с 23 по 26 октября 2002 года), в ходе которого группа вооруженных боевиков захватила и удерживала заложников. Телевизионные камеры работали в прямом эфире и фиксировали все, что происходит около театрального центра. Террористы получали из выпусков телевизионных новостей ценную информацию о действиях правоохранительных органов. Тогда действия СМИ привели к жертвам, как среди заложников, так и среди спецподразделений.

Кроме того, чрезмерная информация в СМИ о свершившихся преступлениях террористического характера либо плановых учений правоохранительных органов подталкивает неуравновешенных людей к стремлению подражать преступникам. На наш взгляд журналистское сообщество должно оценивать публикуемую информацию о подобных происшествиях с точки зрения влияния на психически нездоровых людей.

Несомненно, террористическая деятельность направлена на то, чтобы произвести эффект на широкие общественные слои, к которым у преступников нет прямого доступа, повлиять на органы власти через общественное мнение. И многие СМИ, осуществляя несогласованную подачу информации, тем самым предоставляют злоумышленникам бесплатное эфирное время.

Проводя анализ террористических актов, произошедших не так давно в Европе, можно сделать вывод о том, что теракт осуществляется в первую очередь для того, чтобы о нем сообщили СМИ. А это, в свою очередь, безотказный метод донесения информации о политических позициях с максимально широким успехом. Сами СМИ не могут игнорировать значительные происшествия или экстремальные ситуации, поэтому в момент совершения теракта они становятся заложниками своей внутренней структуры. Жесткое ограничение информации о событии, о котором более всего хотят знать граждане, противоречит самой природе и смыслу современных СМИ. Это создает серьезную проблему.

Вопрос о правовом статусе журналистов, работающих в зоне проведения антитеррористических мероприятий (учений), заслуживает особого рассмотрения. Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Закона РФ «О СМИ» журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение. Кроме того, он может присутствовать на митингах и демонстрациях. Тем самым создаются условия, с одной стороны, для открытости чрезвычайных происшествий, а с другой – для популяризации экстремального поведения, и в частности, терроризма. Эту взаимосвязь можно выразить небольшим примером: «До приезда съемочной группы массовые беспорядки не начинаются». Вот почему в последнее время правоохранительные органы озабочены выработкой рекомендаций или неких правил для журналистов, которые освещают захваты заложников и другие проявления терроризма.

На основе сказанного мной выше, можно сделать вывод о том, что интересам обеспечения безопасности общества отвечает продуктивное взаимодействие СМИ с властью и правоохранительными органами в плане противодействия терроризму.

На наш взгляд, при освещении антитеррористических мероприятий журналисты должны помнить, что подаваемая ими информация может привести к непоправимым последствиям и помешать мирному разрешению конфликта, а также послужить целям и задачам террористов.

В ходе проведения контртеррористических операций возникают экстремальные условия, в которых правоохранительным органам необходимо обеспечить безопасность заложников, их освобождение, безопасность граждан и имущества на территории, прилегающей к зоне совершения преступления, обезвредить преступника и предотвратить совершение новых преступлений. Поэтому СМИ должны также учитывать тот факт, что зачастую кажущееся бездействие правоохранительных органов может скрывать активную работу Оперативного штаба в рамках КТО. Важно, чтобы именно правоохранители, а не СМИ контролировали информационное поле.

С целью выполнения указанных задач в ходе проведения КТО в соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», создается Оперативный штаб, в состав которого входит и представитель по взаимодействию со СМИ. Данный сотрудник строит свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законами РФ «О СМИ», «О полиции», «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О чрезвычайном положении», а также Постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов не определяет права и обязанности журналиста в подобных ситуациях. Лишь в п. «б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» предусматривается возможность ограничения свободы массовой информации путем введения предварительной цензуры, изъятия и ареста продукции СМИ.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает возможности ограничения прав и свобод граждан, касающиеся свободы СМИ, отдавая приоритет защите прав лиц, подвергшихся опасности в результате чрезвычайной ситуации. Тем не менее российское законодательство не содержит конкретного перечня действий сотрудников СМИ, запрещенных в подобных ситуациях. Поэтому, пока на законодательном уровне не закреплены обязанности представителей СМИ по осуществлению деятельности в случае террористического акта или в случае проведения антитеррористической операции, на правоохранительные органы ложиться обязанность налаживания тесного сотрудничества со СМИ в ходе проведения КТО.

Считаем, что в таких кризисных ситуациях граждане вправе знать о случившемся. Право СМИ на получение информации не подлежит никакому сомнению, однако эта информация должна подаваться таким образом и в такое время, чтобы не ставить под угрозу проведение спецопераций, а также не подвергать опасности жизни людей.

По нашему мнению, при подготовке информации для СМИ или для обращения к населению через СМИ, необходимо руководствоваться следующими тактическими приемами:

1. информировать население и СМИ необходимо своевременно и обьективно;

2. информация должна быть краткой и доступной, описывающей суть события, а не высказывающей предположения и домыслы;

3. необходимо указывать все задействованные в операции органы и перечислять принятые ими меры без конкретизации;

4. информация должна содержать рекомендации населению по поведению в условиях проведения КТО;

5. содержание информации необходимо согласовывать с руководством ОШ;

6. обращение должно быть официальным, без эмоциональных оценок.

Вся информация, передаваемая в эфир представителями СМИ, должна быть согласована с руководителями Оперативного штаба, возглавляющего контртеррористическую операцию, а журналисты должны понимать, что право людей на жизнь первично по отношению к другим правам.

Рассматривая данную проблему, мы согласны с мнением представителей Индустриального комитета СМИ (Эрнст), которые приняли 8 апреля 2003 года антитеррористическую конвенцию, не являющуюся нормативно-правовым актом и не носящую форму обязательного правила поведения, но содержащую тактические рекомендации по поведению журналистов в случае теракта и проведения КТО. Ее смысл сводится к следующему. СМИ не должны оказываться рупором террористов, журналистские задачи не могут быть превыше жизни и здоровья человека, действия репортеров должны согласовываться с Оперативным штабом по ликвидации последствий теракта. Многие тезисы вполне актуальны.

Вот некоторые из них. СМИ запрещается:

1. брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта, кроме как по просьбе или с санкции Оперативного штаба;

2. предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным штабом;

3. самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано или сделано по просьбе Оперативного Штаба);

4. если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздержаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

5. брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что, взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым;

6. предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

7. оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников;

8. детализировать подробности деятельности спецслужб;

9. сеять панику;

10. прибегать к излишнему натурализму при показе мест происшествия.

(Данный документ имеется в свободном доступе в сети Интернет, любой желающий может с ним ознакомиться).

Представители СМИ должны также отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение.

Таким образом, пока законодательно не закреплены права и обязанности журналистов в зоне КТО и других ЧС, СМИ необходимо руководствоваться вышеуказанными положениями, а пресс-службам правоохранительных органов необходимо налаживать четкое и эффективное взаимодействие с журналистами.

УМВД России по ХМАО – Югре рекомендует журналистам не предпринимать никаких несогласованных действий, которые могут навредить ходу КТО и подвергнуть еще большему риску жизни заложников. Успеха в ликвидации последствий теракта можно достичь только путем конструктивного сотрудничества СМИ, правоохранительных органов и органов власти.

При сборе информации журналист должен собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, при этом согласовывая свои действия с правоохранительными органами или Оперативным штабом.

Практика проведения на территории ХМАО – Югры межведомственных антитеррористических учений показывает, что существует ряд проблемных вопросов, среди которых – незнание журналистами и сотрудниками пресс-служб муниципальных образований, а зачастую и специалистами по взаимодействию со СМИ органов внутренних дел, специфики задач, стоящих перед Оперативным штабом во время КТО (учений).

Борьба с террористической угрозой в Российской Федерации основана на принципе минимальной огласки технических приемов и тактики проведения КТО. Все полномочия по регулированию действий журналистов находятся в ведомстве руководителя Оперативного штаба. Форму и объемы информирования общественности в случае теракта определяет также руководитель Оперативного штаба.

Опубликовано: 20.01.2017 17:58        Обновлено: 20.01.2017 18:01