Размер:
Цвет:

А.В. Быстров Меры повышения профессиональной компетентности журналистского сообщества в вопросах противодействия терроризму



Меры повышения профессиональной компетентности журналистского сообщества в вопросах противодействия терроризму и экстремизму


Начальник отдела информационного 

противодействия терроризму

Управления по профилактике терроризма 

и обеспечению деятельности Комиссии 

по вопросам помилования

Быстров Александр Владимирович



Добрый день, уважаемые коллеги!

К участию в работе сегодняшнего видеосеминара заявилось более 150 человек из окружных и муниципальных структур, а также большинства СМИ автономного округа.
Не секрет, что эффективному сотрудничеству журналиста с силовыми структурами мешает, мягко говоря, невысокая осведомлённость журналистского сообщества в вопросах работы механизмов защиты государства, особенностей противостояния силовиков разрушительным действиям врагов конституционного порядка.
Одним из поводов к сегодняшней встрече стала тема повышения компетентности сотрудников СМИ и журналистов в вопросах обеспечения работы в экстремальных ситуациях. Аппарат АТК хорошо представляет себе силу и меру влиятельности средств массовой информации и потому весьма заинтересован в росте осведомлённости журналистского сообщества в вопросах освещения острых ситуаций.

Меры, принимаемые Аппаратом АТК для повышения компетентности журналистского сообщества. Методички.
В течение ряда лет наше руководство заботится о том, чтобы обеспечить наиболее актуальные запросы журналистов. Несколько лет назад Аппаратом АТК были разработаны Методические рекомендации, которые называются «О порядке действий СМИ при установлении уровней террористической опасности». Они размещены в открытом доступе на страничке АТК в рубрике «Методические материалы» под заголовком «Для представителей СМИ». Более подробно их затронет в своём выступлении руководитель Аппарата АТК Югры Е.Я. Лейком.
Ещё одна методическая разработка, подготовлена в 201 5 году Департаментом общественных и внешних связей ХМАО-Югры. Она носит название «Памятка для журналистов, освещающих проблемы защиты государства и общества». Данные рекомендации были разработаны в ответ на неоднократно заданные вопросы журналистов и сотрудников пресс-служб администраций, участников постоянно действующих рабочих групп, представителей муниципальных АТК. (Данная Методичка призвана облегчить работу по подготовке материалов к публикации и может быть направлена на Ваш e-mail, если Вы изъявите такое желание).
В настоящее время тема противодействия терроризму становится всё более востребованной. По сообщению руководства Государственной библиотеки Югры по сравнению с 2015 годом количество материалов антитеррористической тематики в 2016 году выросло в 4 раза, до 200 материалов в месяц. И этот поток не уменьшается. Чтобы повысить осведомлённость в нарастающем объёме информации, в начале этого года Аппарат АТК заключил Договор с Госбиблиотекой Югры о целевом информировании. На основании данного договора библиотека будет информировать нас о наиболее актуальных материалах антитеррористической тематики.
Ежеквартально сводки по наиболее примечательным публикациям антитеррористической тематики будут размещаться в открытом доступе на интернет - страничке АТК ХМАО – Югры. Пользуясь случаем, приглашаю участников видео-семинара знакомиться с новинками и направлять свои рекомендации по мерам повышения профессиональной компетентности журналистского сообщества в антитеррористической тематике.
Кроме того, в целях повышения профессиональной компетентности журналистского сообщества, Аппарат АТК считает необходимым обратить ваше внимание на справочное издание, которой способно стать настольной книгой главного редактора, чьи журналисты работают в антитеррористической тематике.

Справочное издание «Освещение журналистами экстремальных ситуаций».
Для повышения осведомлённости сотрудников СМИ и журналистов относительно условий работы в «горячих точках», подготовлено и выпущено справочное издание. Книга называется «Освещение журналистами экстремальных ситуаций» и предназначена для руководителей СМИ, хотя безусловно, знакомство с ней необходимо для каждого журналиста, намеренного работать в тематике борьбы с терроризмом и экстремизмом.
В книге дано чёткое определение того, что понимается под экстремальной ситуацией, приведены юридически формулировки терроризма, террористического акта, контртеррористической операции. На её страницах детально рассмотрены вопросы ограничения прав журналистов в условиях чрезвычайного положения.
Книга невелика, она насчитывает 9 глав, в ней немногим более 150 страниц. Тем не менее, представлены весьма востребованные темы. Особый интерес представляют главы, посвященные рассмотрению прав и обязанностей журналиста при работе в экстремальных ситуациях. Для темы нашего сегодняшнего видеосеминара весьма актуальны темы главы 4:
Обращаю Ваше внимание на то, что большая часть содержания книги носит подчёркнуто практический характер и рассматривает околоэкстремальные ситуации с чисто журналистской точки зрения.
В книге приводятся точные юридические определения ситуаций, которые принято называть «экстремальными»: главы 1-3. Практически каждая глава, кроме 1-ой, содержит целевые тексты рекомендательного характера по особенностям реагирования журналиста на вызовы, связанные с профессиональной деятельностью СМИ по освещению экстремальной ситуации. (зачитать выделенные серым маркером названия разделов). Особенно, указанные характеристики касаются содержания 4-ой главы. Позволю зачитать названия её разделов целиком.

Глава 1. Основные понятия 7
1.1. Экстремальная ситуация, что под ней понимать?
1.2. Авария
1.3. Катастрофа
1.4. Стихийное бедствие, пожар
1.5. Терроризм, террористический акт, контртеррористическая операция

Глава 2. Чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуации и их освещение в прессе 17
2.1. Понятие и признаки чрезвычайного положения
2.2. Введение чрезвычайного положения
2.3. Обстоятельства для введения чрезвычайного положения
2.4. Ограничение прав журналистов на территории, где введено чрезвычайное положение
2.5. Требования, которым должны соответствовать ограничения прав журналистов
2.6. Понятие, признаки и виды чрезвычайной ситуации
2.7. Деятельность журналистов в условиях чрезвычайной ситуации (правовой аспект)
2.8. Разграничение понятий «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация»

Глава 3. Освещение военных, вооруженных конфликтов
3.1.Военный, вооруженные конфликты, военное положение и иные схожие понятия
3.1.1. Понятие и признаки военного положения
3.1.2. Понятие и виды агрессии
3.1.3. Понятие и признаки военного конфликта
3.1.4. Другие важные понятия
3.2. Введение военного положения
3.3. Ограничение прав журналистов на территории, где введено военное положение 9
3.4. Деятельность журналистов при освещении 4 вооруженных конфликтов (правовой аспект)
3.5. Рекомендации журналистам, находящимся в месте военного конфликта
3.6. Защита журналистов, работающих в зоне военного конфликта в рамках международного гуманитарного права

Глава 4. Освещение журналистом террористических актов
4.1. Права журналистов при освещении террористических актов
4.2. Ограничения права на распространение информации
4.3. Ограничения права излагать и распространять мнения
4.4. Ограничения прав, налагаемые на всех граждан
4.5. Режим контртеррористической операций
4.6. Ограничения прав при введении режима контртеррористической операции
4.7. Правовые последствия пропаганды и оправдания терроризма
4.8. Предостережение в адрес редакции СМИ (ст. 6 «О противодействии экстремистской деятельности»)
4.9. Письменное предупреждение в адрес редакциям СМИ (ст. 8 «О противодействии экстремистской деятельности»)
4.10. Прекращение деятельности СМИ (ст. 8, 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»)
4.11. Уголовная ответственность за призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (Ст. 205.2 УК РФ)
4.12. Освещение террористических актов в СМИ. Этический аспект
4.13. Опасности при освещении в СМИ террористических актов
4.14. Освещение СМИ актов терроризма и контртеррористических операций (рекомендации Союза журналистов России, МПТР РФ, Института Пойнтера)

Глава 5. Проверка документов
5.1. Предъявите документы
5.2. На каком основании и при каких обстоятельствах правомерно требование со стороны сотрудника полиции предъявить документы?
5.3. Общегражданский паспорт
5.4. Алгоритм действий журналиста, при предъявлении сотрудниками правоохранительных органов претензий, связанных с регистрацией по месту жительства или пребывания
5.5. Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (часть 1 статьи 19.15.РФ)
5.6. Общие рекомендации по составлению жалобы или заявления о неправомерных действиях сотрудника милиции

Глава 6. Задержание, обыск, личный досмотр
6.1. Зачем журналисту необходимо это знать
6.2. Меры обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях в рамках КоАП РФ
6.2.1. Доставление
6.2.2. Административное задержание
6.2.3. Личный досмотр, досмотр вещей
6.2.4. Привод (ст. 27.15. КоАП РФ)
6.3. Меры процессуального принуждения в рамках УПК РФ
6.3.1. Что такое «задержание»
6.3.2. Процессуальный порядок задержания
6.3.3. Что такое «арест»
6.3.4. Чем отличаются «осмотр» и «досмотр»
6.3.5. Соотношение понятий «личный обыск» и «личный досмотр»
6.3.6. Личный обыск
6.4. Следственные действия
6.4.1. Чем отличаются «следственные действия» и иные процессуальные действия (на примере задержания)
6.4.2. Освидетельствование
6.4.3. Обыск
6.4.4. Выемка
6.5. Еще несколько общих рекомендаций журналисту

Глава 7. Рекомендации по поведению в толпе, при освещении митингов
7.1. Толпа, ее характеристики
7.2. Правила поведения в толпе
7.3. Толпа в замкнутом помещении
7.4. Особые рекомендации для журналистов
7.5. Массовые беспорядки
7.6. Митинги и демонстрации

Глава 8. Перечень нормативных актов (регулирующих деятельность СМИ)

Глава 9. Этический аспект освещения экстремальных ситуаций
9.1. Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции
9.2. Правила профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции
9.3. Декларация принципов поведения журналиста (журналистика в чрезвычайных обстоятельствах)
9.4. Рекомендации журналистам: зарубежный опыт
9.5. Международные рекомендации: Алматинская декларации по свободе СМИ в период борьбы с терроризмом


После анонсирования данного справочного издания информация предназначенная для информирования журналистов будет размещена в открытом доступе на интернет-страничке Аппарата АТК ХМАО - Югры.
Ниже приведены принципы поведения журналиста, освещающего акты терроризма и контртеррористической операции.


4.14. Освещение СМИ актов терроризма и контртеррористических операций (рекомендации Союза журналистов России, МПТР РФ, Института Пойнтера)
1. Проект, одобренный Федеративным Советом Союза журналистов России 30.10.2001 для обсуждения (исправленный и дополненный)
Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции
Настоящие Принципы исходят из недвусмысленного осуждения мировым сообществом всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. При этом под террористическим актом понимается, во-первых, любое деяние, направленное на то, чтобы лишить жизни любого человека, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а во-вторых, любое деяние, представляющее собой преступление согласно сфере применения любого из международных договоров, перечисленных в Приложении к Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999.
Настоящие Принципы являются ответом на Резолюцию конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (Манила, 1 - 2 мая 2002 г.), в которой содержится призыв к журналистским и медийным ассоциациям принять меры по расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности, в том числе через обеспечение возможностей для обсуждения этических проблем, касающихся освещения терроризма в СМИ.
При сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв. Вот почему он должен:
* не предпринимать никаких действий, которые реально и непосредственно могут подвергнуть жизнь заложников и потенциальных жертв еще большему риску;
* избегать прямых контактов с террористами, если это может подвергнуть еще большей опасности жизнь заложников и потенциальных жертв, а также создать угрозу жизни самого журналиста;
* проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации, в особенности, в отношении детей, женщин, пожилых, а также беженцев;
* избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия;
* помнить, что спасение раненых и пострадавших, а также освобождение заложников имеют приоритет перед правом информирования общественности;
* собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, согласовывая свои действия с правоохранительными органами только в том случае, если в результате действий журналиста жизнь заложников и потенциальных жертв могут быть реально и непосредственно подвергнуты опасности;
* не брать на себя роль посредника между террористами и правоохранительными органами;
* не предлагать террористам, заложникам, беженцам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видеоили фотокадров;
* не брать интервью у террористов во время совершения ими террористического акта;
* незамедлительно предать гласности ставшую ему известной информацию о готовящемся террористическом акте или об иной угрозе, исходящей от террористов.
Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции. Вот почему он должен:
* полно и точно рассказывать о террористических актах и борьбе с терроризмом,
чтобы тем самым содействовать открытым, информированным общественным дебатам, которые в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблем терроризма;
* стараться не стать рупором для выражения взглядов и программы действий террористов, памятуя о том, что акты терроризма никогда не могут быть оправданы никакими мотивами;
* избегать прямой трансляции интервью с террористами, в том числе по той причине, что такая трансляция может быть использована террористами для передачи тайных сигналов своим единомышленникам, находящимся вне зоны контртеррористической операции;
* стремиться к тому, чтобы изложение журналистом требований террористов было свободно от риторики и пропаганды терроризма; в частности, желательно, чтобы эти требования были перефразированы журналистом и сопровождены соответствующими правовыми комментариями;
* пытаться сохранить баланс между правом аудитории СМИ знать правду о подробностях террористических актов и правом обвиняемых в терроризме на беспристрастный суд;
* сопровождать сообщения о террористических актах точной информацией о фактической подоплеке событий; такие факторы как раса, вероисповедание, национальность или занимаемое положение террористов и их жертв следует сообщать только в тех случаях, если они имеют существенное значение; при этом нужно учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью, тогда как нетерпимость, дискриминация, неравенство, невежество, нищета и отчуждение служат плодородной почвой для международного терроризма;
* учитывать тот факт, что в целях искоренения терроризма мировое сообщество нуждается в глобальном и всеобъемлющем видении развития, базирующегося на соблюдении прав человека, взаимном уважении, межкультурном диалоге и уменьшении нищеты на основе справедливости, равенства и солидарности;
* не допускать монтажа фото- и видеоматериалов, который может исказить представление аудитории СМИ о реальных событиях;
* воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия со стороны террористов, уважая нравственные и религиозные чувства представителей аудитории СМИ и, прежде всего, проявляя должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий;
* при решении вопросов о публикации мемуаров террористов, учитывать опасность того, что подобная публикация может содействовать оправданию, героизации, романтизации или, напротив, банализации и преуменьшению опасности терроризма;
* защищать право общества быть информированным обо всех существенных для него сторонах терроризма и борьбы с ним, исходя из того, что любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться в большей степени на уважение свободы информации и выражения мнений, чем на серьезные ограничения этих фундаментальных прав.
При работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности. Вот почему он должен:
* поставить в известность руководителя контртеррористической операции о своем намерении освещать события, если это не несет реальную и непосредственную угрозу установления контроля над действиями и публикациями журналиста, а следовательно, срыва его миссии;
* в случае, если от руководителя контртеррористической операции поступит предложение использовать журналиста как своего агента, отказаться от этого предложения как противоречащего миссии журналиста;
* иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста в зоне проведения контртеррористической операции;
* стараться укрыться при перестрелке; не разгуливать в зоне видимости террористов, так как даже в оптический прицел снайпер может не отличить журналиста от участника контртеррористической операции, либо, напротив, выслеживать именно представителя СМИ;
* не брать в руки оружие и не надевать камуфляжную или иную униформу, используемую участниками контртеррористической операции, за исключением случая, когда действия террористов реально и непосредственно угрожают безопасности журналиста; в этом случаев журналист вправе самостоятельно решать свою судьбу и, либо попытаться остаться нейтральным наблюдателем, либо взять в руки оружие и вступить в бой;
* в случае захвата в заложники немедленно заявить о своей профессиональной принадлежности, не обещать выкуп, постараться передать в редакцию пленки и видеозаписи, сделанные в ходе работы, чтобы информация о захвате журналиста как можно быстрее дошла до редакции и правоохранительных органов. http://www.ruj.ru/smi-teror.htm
2. Методические рекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей (проект)
Учитывая стремление СМИ находиться в центре событий, обеспечивая право общества на получение достоверной информации, журналистское сообщество считает необходимым создать устойчивую систему необходимых действий и принципов при освещении чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей. Опыт последнего времени позволил разработать следующие методические рекомендации:
1. СМИ и журналисты при работе в чрезвычайных ситуациях должны строго соблюдать действующее законодательство о СМИ и о борьбе с терроризмом.
2. Всегда иметь в виду, что сообщения в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает критическую ситуацию. Их реакция на ваши сообщения может быть неадекватной;
3. Избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;
4. Исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, журналистам необходимо:
• не брать у террористов интервью по своей инициативе
• не предоставлять им возможности выйти в прямой эфир без предварительных
консультаций с правоохранительными органами
• помнить, что прямая трансляция может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах
• быть готовыми в любой момент прервать прямую трансляцию с места события
• не комментировать и не анализировать требования террористов на дилетантском уровне, без профессиональных консультаций
• отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления и на государство, и на общественное мнение

5. Не пытаться получить доступ к секретной информации спецслужб, проводящих контртеррористическую операцию. Невольно проговорившись, вы можете не только сорвать освобождение заложников, но и погубить многих людей, в том числе тех, кто идет на помощь;
6. Учитывать, что спасение людей важнее права общества на информацию. Прямо сообщать, что часть информации закрыта по соображениям безопасности;
7. Помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику.
Следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;
8. При освещении события не мешать работать правоохранительным органам, медицинским и иным службам, чья задача спасти людей;
9. Стремиться быстро оценивать степень важности информации и ее потенциальную опасность для развития ситуации:
• помнить, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с факторами расы, религии и национальности
• не стремиться намеренно оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников
• не использовать непроверенные источники информации.
10. Быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма;
11. Избегать излишней сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия, с уважением относиться к нравственным и религиозным чувствам своей аудитории;
12. Не допускать монтажа документальных материалов, при котором может исказиться или извратиться смысл происходящих событий;
13. Не предлагать лицам, вовлеченным в критическую ситуацию, предпринимать какие-либо действия для получения <удачных> фото- или видеокадров;
14. Не стремиться стать действующим лицом в критической ситуации. Не брать на себя роль посредника;
15. Если журналист оказался в числе переговорщиков, он должен воздержаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;
16. Своевременно предупреждать официальные органы обо всех ставших вам известными планах проведения или развития террористических актов, даже если они представляются вам маловероятными. http://www.mptr.ru/user/index.cfm?tpc_type=3&tpc_id=6&msg_id=1465
3. Террористические акты
Рекомендации Института Пойнтера (www.poynter.org)
Советы журналистам, освещающим критические ситуации в процессе их развития
- Всегда имейте в виду, что те, кто спровоцировал кризис, имеют доступ к вашим сообщениям в СМИ и могут отреагировать на них, причинив еще больший вред;
- Не ставьте под угрозу действия правительства и правоохранительных органов, сообщая слишком много подробностей, которые могут спровоцировать дальнейшие действия террористов;
- Вы отвечаете за то, чтобы предоставлять людям информацию, а не поднимать панику. Тон ваших сообщений очень важен;
- Освещайте событие активно и разносторонне, но не препятствуйте тем, кто отвечает за общественную безопасность и оказание медицинской помощи. Не мешайте правоохранительным органам в разгар кризиса;
- Прямо сообщайте зрителям, читателям и слушателям, что из соображений безопасности некоторая часть информации может быть скрыта;
- Тщательно взвешивайте ценность информации для публики и потенциальную опасность, которую эта информация может нести. Это особенно важно при работе в эфире в условиях разворачивающихся событий;
- Боритесь с искушением стать действующим лицом в критической ситуации. Только в крайнем случае журналист может вовлекаться в происходящие события, получив на это согласие руководства и проконсультировавшись с квалифицированными переговорщиками;
- Немедленно сообщите властям, если террористы звонят в редакцию. Переборите желание немедленно выдать эту информацию в эфир. Перед тем, как это сделать, обязательно проконсультируйтесь с правоохранительными органами;
- Помните, что если вы что-то сделаете некорректно во время прямого эфира, это может мгновенно поставить под угрозу жизни людей или обострить и без того сложную ситуацию. За все сообщения в прямом эфире должен отвечать опытный руководитель. Будьте готовы в случае необходимости немедленно прервать прямую трансляцию;
- Не делайте предположений о мотивах и личностях тех, кто ответственен на террористический акт. Не анализируйте и не комментируйте требования террористов;
- Не публикуйте информацию из непроверенных источников. Если секретность переговоров спецслужб нарушена, их попытки разрешить кризис могут быть значительно затруднены;
- Рассказывайте о кризисе своевременно и основываясь на фактах, но будьте очень осторожны при упоминании людей, оказавшихся жертвами. Если это необходимо сделать, отдавайте себе отчет, какое воздействие ваша информация окажет на родственников жертв.

Боб Стил, Институт Пойнтера http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=
Опубликовано: 20.01.2017 17:43        Обновлено: 20.01.2017 18:04