Размер:
Цвет:

От сердца к сердцу

От Сердца к сердцу

Просвещение – залог интеллектуального

и духовного роста человека, народа, нации.

Реалии начала ХХI века свидетельствуют,

что вопросы религиозного просвещения

важны не менее, чем изучение наук.


Для верующих всех возрастов, в первую очередь для молодежи, мусульманская общественность Югры организовала ряд встреч с профессиональным богословом, старшим преподавателем кафедры исламского права РИИ, выпускником египетского университета аль-Азхар Абдурахманом Наумовым.

Встреча в Пойковском посвящалась теме «Традиционный ислам как основа духовной безопасности в молодежной среде». На ней присутствовали священнослужители, представители органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций поселка. Гость из Казани ответил и на вопросы нашей газеты.

– Абдурахман-хазрат, выражение «традиционный ислам» звучит не первый день. Что на самом деле означает это выражение?

– Традиционный ислам – это тот, который дошел до нас благодаря великим богословам и ученым. Источником понимания религии служит, конечно же, Коран, последнее откровение всему человечеству.

Необходимость в термине возникла только потому, что за последние десятилетия в исламе и рядом с исламом появились различные секты и псевдоисламские учения, которые стали искажать основы ислама, подменять понятия и использовать религию для несвойственных ей целей. Именно поэтому у мусульман возникла необходимость обозначить, что они следуют традиции нашего Пророка Мухаммеда.

Каноническая версия Корана та, в которой его читал сам Пророк. И мы должны обращаться к этому источнику, чтобы наша религия была чистой и правильной. Но не все ввиду разных причин владеют необходимыми знаниями, навыками, чтобы черпать их непосредственно из этих источников. Мы не знаем арабского языка, сопутствующих наук, которые помогают непосредственно читать и понимать священные писания. Поэтому и обращаемся к ученым-богословам, и они помогают осознавать, применять те или иные нормы, которые отражены в Коране, и идти путем, указанным нам Пророком Всевышнего.

– Каким образом?

– Какие первые слова ниспосланного Откровения? «Читай – получай знания». Обязанностью каждого мусульманина с малых лет является получение знаний. Только так мы обогащаем себя, лучше познаем мир, людей, которые нас окружают. Традиция ислама – это стимулирование прогресса и развития. Те учения, которые пытаются вернуть ислам в условия средневековья, губят мусульманское сообщество, превращая исламские страны в отстающие и малоразвитые государства. Внедрение образования, развитие наук, прогрессивность мышления – это то, что нужно мусульманам сегодня, и то, к чему призывает традиционный ислам. Страны, где всегда доминировал традиционный ислам, сегодня демонстрируют серьезные достижения в развитии наук, экономики, промышленности, образования. В исламе получение знаний символично.

– Сейчас знания можно получать дистанционно...

– Увы, очень много непроверенных источников. Людям, не имеющим элементарных знаний о вере, трудно критически воспринимать все, что находится по запросу в Интернете, печатной литературе. Они чаще всего попадают на деструктивные сайты, подпадают под их влияние. Нужно ограждать их, в первую очередь молодежь, от сомнительных источников информации.

– Как же тогда получать знания?

– Знания все-таки передаются в традиционном нашем понимании из уст преподавателя, имама, наставника, как хотите называйте. Когда эти знания передаются от сердца к сердцу, они дают добрые плоды. Но когда таких знающих людей, наставников катастрофически не хватает, в этом случае молодежь не знает, куда податься, как раз легко ошибиться, попасть под влияние чьих-то лукавых слов о превосходстве, розни.

А вот учитель, настоящий богослов скажет, что ислам на самом деле пришел не только к арабам, народам Средней Азии, татарам – ко всем людям. В Коране Всевышний говорит: «Мы послали тебя как милость для всех миров».

В Коране духовное излечение для многих болезней нашей современности. Здоровый образ жизни в Коране – норма. Настоящий мусульманин не употребляет вредных напитков, дурманящих сознание веществ, потому что знает: основные цели его религии – это сохранение духовности, здоровья, интеллекта, имущества и, конечно, потомства. Это пять стратегических целей, к которым нужно стремиться.

Мусульмане также должны вносить весомую лепту в решение социальных проблем общества. Социальное служение является обязанностью каждого мусульманина, от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов. Мусульмане должны приносить пользу тому обществу, в котором они живут, – это святая обязанность. Именно через достижение социальной стабильности возможна профилактика экстремистских и прочих радикальных настроений в России.

Традиционные исламские ценности – сохранение и приумножение, поэтому ислам не может воздействовать деструктивно, сеять вражду между людьми. Надо следовать традициям нашего Пророка, его сподвижников и великих ученых имамов.

Когда к нему пришла делегация христиан из Наджрана, где поместил их посланник Аллаха? В мечети. И они там пребывали несколько дней, совершали свои обряды. Разве это не пример уважительного отношения к людям другой веры? Какое подтверждение еще нужно? Если Пророк является примером, мы должны уподобляться ему. Он говорил: «О люди, все вы происходите от Адама, Адам происходит из глины. Все вы вернетесь в землю, вы дети одного праотца, одной матери – будьте сострадательны, проявляйте милосердие друг к другу». Вот это призыв ислама. Не насилием – мудрым наставлением надо стараться покорить людей, хорошей проповедью. В кораническом, пророческом исламе нет места насилию, вражде.

– Но ведь в современном мире немало примеров, когда вера становится мотивом, оправданием именно таким вещам?

– К сожалению, сегодня наблюдаем, что есть такие «мусульмане», у которых что ни слово, то «Машаллах, Иншаллах, Субханаллах» – они весьма бойко пользуются этим сленгом, но при этом агрессивны, со стеклянными глазами, не идут на общение, диалог, всех видят врагами. А мусульманин, исповедующий Коран, всех должен видеть своими друзьями, какими бы далекими от религии люди ни были.

Злость, агрессия – свидетельство как раз недостатка знаний, свободного толкования традиционных ценностей ислама, и это горько. Видимо, таким людям не встретился хороший учитель. Из-за того что мы, наша молодежь не получаем знания из достоверных источников, происходит подмена понятий. Идет вырывание из контекста слов священных текстов, и вместо призыва людей к диалогу, мирным добрососедским отношениям проявляется агрессия. Берутся стихи Корана, которые были ниспосланы во время войны, – Откровения ниспосылались в течение 23 лет, разных лет! –

что равносильно употреблению нами лозунгов времен Великой Отечественной войны, когда противостояли народы, государства друг другу. Возможно ли, нормально ли это в наше мирное время? Да, жизнь разная, светлые, темные полосы, и потому недопустимо стихи Корана применять не к месту и не ко времени.

– Но ведь для этого действительно нужны серьезные знания и умения.

– Да, знания, квалифицированные специалисты-наставники. Наша задача – воспитать таких наставников, у нас возможность есть.

 Давайте поможем друг другу воспитать детей. «Самое лучшее, что может дать родитель своим детям, – говорит Пророк, – это хорошее воспитание». Он пришел, чтобы показать, довести до совершенства высокие нравственные качества. Нравственные качества – это не просто слова. Это наши дела, поступки, взаимоотношения с другими. Настоящий мусульманин тот, в отношении языка и руки которого люди пребывают в безопасности. Мусульманин олицетворяет мир, спокойствие, надежность, доверие – таким был наш Пророк.

Термин «традиционный ислам» – это квинтэссенция всего смысла ислама, его буквы и духа, буквальное обозначение традиции следования Корану как фундаменту жизни мусульман, признание местной специфики и культуры, которая не противоречит исламу, решение социальных проблем и активное участие в современных достижениях, то есть развитие наук, промышленности, экономики, искусства. Все перечисленное и является частью истинного ислама, его традиций. Именно для того, чтобы мусульмане поняли, что такое настоящий ислам, который отвечает всем этим требованиям, и возникла необходимость в том, чтобы использовать термин «традиционный ислам».

– Не так давно в России было модно отправлять детей за духовными знаниями за рубеж, на Ближний Восток, но сейчас потоки российских студентов уменьшились и даже высшее духовное руководство приветствует это. Почему?

– Это было до тех пор, пока у нас невозможно было получение духовного образования. Молодежь привлекало и то, что в странах Ближнего Востока в первую очередь изучался арабский язык, значит и Коран читался в первоисточнике. К сожалению, за 5-7 лет обучения за границей утрачивалось представление о Родине, да и не секрет, именно таким образом в Россию проник радикализм, распространенный на Ближнем Востоке.

Острая необходимость учиться за границей отпала, когда в Казани в 1998 году открылся наш Российский исламский университет – теперь институт.Выпускники РИИ имеют возможность пройти стажировку в Египте, Индонезии.

– Каковы Ваши впечатления от встречи с пойковчанами, другими жителями региона?

– Очень впечатлен теплым приемом. Пришло много людей, в том числе представители разных конфессий, звучали интересные вопросы – я доволен, получил позитивный эмоциональный заряд. Было бы хорошо, если бы диалог продолжался. Все наши проблемы оттого, что мы не знаем друг друга: мусульмане не знают православных, православные не знают мусульман.

В основном на встрече людей интересовали вопросы канонического характера, соотношений школ, течений внутри ислама – вопросов, связанных с взаимоотношениями разных религий, не возникло. Югра многонациональная, она приютила людей разных вероисповеданий, и никто не претендует на преимущества. Здесь хорошая площадка для выстраивания межконфессиональных отношений.

Здесь люди стремятся к сближению, дружбе, хорошим, теплым, добрососедским отношениям. Все позитивно настроены, готовы работать, общаться с представителями других конфессий, чтоб был порядок в нашем общем доме. Спокойствие, мир – наша задача.

 – Вы готовы еще раз встретиться с югорчанами, провести цикл встреч?

 – Конечно. Мне понравилось, было понимание, общение от сердца к сердцу. Мы услышали друг друга и, думаю, в будущем будем сотрудничать обязательно. Спасибо вам!

– Спасибо и вам,  Абдурахман-хазрат, за беседу!


Татьяна Кабирова

газета "Югорское обозрение" (Пойковский)

 

Опубликовано: 13.10.2016 16:44        Обновлено: 13.10.2016 17:19