Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Реализация положений статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Материалы для проведения занятий с государственными гражданскими служащими,  Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, государственными гражданскими служащими, находящимися на кадровом обеспечении Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе государственными гражданскими служащими Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме:

 

«Реализация положений статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»

 

Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также – Закон № 79-ФЗ) определены основные положения, касающиеся возникновения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Кроме того, данные положения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Согласно законодательству, конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность – возможность получения государственным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного служащего, членов его семьи или других лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами (часть 3 статьи 19 Закона № 79-ФЗ; часть 2 статьи 10 Закона № 273-ФЗ).

Круг лиц, с которыми может быть связано возникновение конфликта интересов – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей государственного служащего (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона № 79-ФЗ).

 

Какие действия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов вправе принять государственный гражданский служащий?

 1. Отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 3.1 статьи 19 Закона № 79-ФЗ, часть 4 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

2. Заявить о самоотводе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при этом до настоящего времени указанный порядок федеральным законодательством не установлен) (часть 5 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

3. Обратиться к представителю нанимателя с ходатайством об установлении соответствующей комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, наличия или возможности возникновения в конкретной сложившейся или возможной ситуации конфликта интересов, а также признаков нарушения требований об урегулировании конфликта интересов (часть 5 статьи 19 Закона № 79-ФЗ);

4. Отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях либо в организациях, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов государственным гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, может состоять в следующем:

1. Изменение должностного или служебного положения подчиненного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, замещаемой должности гражданской службы в установленном законом порядке (части 3.1, 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ; часть 4 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

2. Отвод государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (до настоящего времени указанный порядок федеральным законодательством не установлен) (часть 5 статьи 11 Закона № 273-ФЗ.).

3. Указание государственному служащему на необходимость принятия соответствующих мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в связи с его наличием или возможностью возникновения.

Представитель нанимателя наряду с изменениями должностного или служебного положения государственного гражданского служащего использует механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (при  наличии основания, установленного пунктом 10 данного Указа).

 

Отдельно стоит выделить ситуацию, связанную с наличием в собственности у гражданского служащего ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).

Согласно законодательству в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, продать или подарить указанные ценные бумаги или акции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Закона № 79-ФЗ; часть 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ), принять иные меры по отчуждению указанного имущества.

 

Меры ответственности за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 273-ФЗ государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. При этом, при возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (пункт 12 части 1 статьи 15 Закона № 79-ФЗ; часть 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ).

 

За несоблюдение гражданским служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотрено увольнение в связи с утратой доверия.

При этом пункт 1.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ одним из оснований расторжения служебного контракта представителем нанимателя предусматривает утрату представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законами № 79-ФЗ и № 273-ФЗ.

 

Кроме того, на гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, возлагается дополнительная ответственность в случае если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном случае положения части 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ, части 3 статьи 11 Закона № 273-ФЗ обязывают представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в установленном законом порядке.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 59.2 Закона № 79-ФЗ в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий, представитель нанимателя подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Кроме того, непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

 

Типовые ситуации конфликта интересов.

Основные ситуации, при которых возможно возникновение конфликта интересов, и способы их урегулирования приведены в информации Минтруда России от 19.10.2012 «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования» и созданной на ее основе Памятке для государственного гражданского служащего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе (размещена на странице Аппарата Губернатора автономного округа в разделе «Деятельность по профилактике коррупции»).

Ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы, были описаны на предыдущем занятии. Кратко приведем примеры других возможных ситуаций.

1.Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего ( в том числе замещение родственниками соподчиненных должностей).

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов.

Например:

  • государственный служащий является членом конкурсной комиссии по формированию кадрового резерва на замещение вакантных должностей государственной службы, на замещение вакантной должности, аттестационной комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки, которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

2. Родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

3. Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

4. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

5. Государственный служащий, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего,  получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

6. Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

7. Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

8. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

9. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

10. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

11. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

12. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

13. Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

14. Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

15. Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

 

В любом из приведенных примеров, в первую очередь гражданскому служащему необходимо сообщить представителю нанимателя либо непосредственному начальнику о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов либо обратиться в комиссию соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в целях установления наличия / отсутствия указанной ситуации.

Комиссия также рассматривает ситуации наличия / отсутствия конфликта интересов и применения в случае необходимости применения  к служащему соответствующих мер взыскания на основании поступившей информации (источники установлены Положением о комиссии).

 

Основные вопросы, рассматриваемые на комиссиях, образованных в Аппарате Губернатора автономного округа (комиссия действует с 2011 года), и принятые решения:

1. Представление руководителя Аппарата Губернатора – заместителя Губернатора автономного округа по результатам проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданскими служащими, в том числе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки соблюдения требований к служебному поведению (8 раз, недостоверные сведения о доходах, о транспортных средствах, о владении долей в коммерческой организации, о нарушении требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, в части непредставления сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу, представления заведомо ложных сведений о доходах, наличия конфликта интереса в связи полномочиями).

В большинстве случаев комиссией принято решение мер дисциплинарного взыскания не применять в связи с объективностью причин представления недостоверных сведений. К 1 служащему рекомендовано применить выговор и возложить исполнение обязанностей на другого гражданского служащего.

2. Поступившее председателю комиссии обращение гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, включенную в перечень, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной гражданской службы автономного округа (7 раз).

Во всех случаях даны согласия.

3. Поступившее председателю комиссии заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (5 раз).

Во всех случаях причины признаны объективными. В 1 случае рекомендовано принять дополнительные меры к установлению необходимых сведений в следующем году.

4. Представление члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции (это вопросы, касающиеся владения акциями (ценными бумагами), осуществления иной оплачиваемой работы, а также в связи с обращениями граждан о неэтичном поведении гражданского служащего) (11 раз).

В большинстве случаев комиссией принято решение мер дисциплинарного взыскания не применять; к 2 служащим рекомендовано применить замечание (в связи с наличием конфликта интересов при владении акциями, при осуществлении иной оплачиваемой работы в подведомственном учреждении); 5 служащим рекомендовано передать акции (ценные бумаги) в доверительное управление, продать, подарить или иным способом произвести отчуждение; 1 служащему рекомендовано прекратить осуществлять иную оплачиваемую работу (в связи с наличием конфликта интересов); по 4 служащим факты, изложенные в обращениях граждан не подтвердились.

5.  Представление члена комиссии о соблюдении гражданами законодательства после увольнения с гражданской службы (2 вопроса).

В обоих случаях принято решение об отсутствии нарушения законодательства.

6. Заявление гражданского служащего о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу (2).

В обоих случаях конфликт интересов не установлен.

 

Анализ вопросов, рассматриваемых на заседаниях комиссий исполнительных органов власти автономного округа, и принятых решений показал следующее:

Большая часть вопросов, касается результатов проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими. В половине случаев к служащим рекомендовано применить замечание (к 2 служащим выговор) в качестве меры взыскания. Примерно в ¼ случаев меры взыскания рекомендовано не применять в связи с незначительностью суммы либо объективностью причин, в остальных случаях сведения признаны достоверными и полными.

По результатам рассмотрения иных вопросов, приняты следующие решения: к служащему применено замечание за  отсутствие уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, установлено наличие конфликта интересов при осуществлении иной оплачиваемой работы, причина непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей признана неуважительной; в части владения акциями – установлен конфликт интересов и применено замечание.

 

 

 

 

Обновлено: 21.07.2014 08:24