Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

ПАМЯТКА для граждан, поступающих на  государственную гражданскую службу в Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об основных обязанностях, ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению, возлагаемых на государственного гражданского служащего в целях противодействия коррупции, а также ответственности за их нарушение, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Приложение

к распоряжению Аппарата

Губернатора Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от «30» мая 2014 г. № 117-р

 

 

 

 Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

gerb

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

для граждан, поступающих на государственную гражданскую службу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, государственные и исполнительные органы власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, кадровое обеспечение которых осуществляет Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

об основных обязанностях, ограничениях, запретах, возлагаемых на государственного гражданского служащего в целях противодействия коррупции, а также ответственности за их нарушение, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск, 2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.Основные понятия, используемые в сфере

противодействия коррупции ……………………………………………..………..3

 

2. Основные обязанности, ограничения, запреты, возлагаемые на государственного гражданского служащего в целях противодействия коррупции …………………………………………………………………………...4

обязанности ………………………………………………………..………..4

ограничения …………………………………………………………….…..5

запреты …………………………………………………………..………….5

 

3.Ответственность за нарушение установленных обязанностей,

ограничений и запретов.……………………………………………………….. …8

уголовная ответственность ………………………………………….....…9

административная ответственность …………………………………...…10

дисциплинарная ответственность ……………………………………..…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции

 

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

 

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

 

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

 

Личная заинтересованность – возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

 

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения – это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.

 

2. Основные обязанности, ограничения, запреты, возлагаемые на государственного гражданского служащего в целях противодействия коррупции

 

Статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 79-ФЗ) установлены основные обязанности гражданского служащего, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее - гражданская служба), в соответствии с которыми государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий) обязан:

1) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами (пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ);

2) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ).

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения (часть 2 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ).

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ).

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности (часть 4 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

Статьей 16 Федерального закона № 79-ФЗ установлены ограничения, связанные с гражданской службой, в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ);

2) непредставления установленных Федеральным законом № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу (пункт 9 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ);

3) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

Статьей 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлены запреты, связанные с гражданской службой, в соответствии с которыми в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

2) замещать должность гражданской службы в случае (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ):

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами (пункт 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями (пункт 7 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам (пункт 8 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

9) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (пункт 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

10) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (пункт 15 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

11) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 16 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

12) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (часть 1.1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

 

Кроме того, статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

 

3. Ответственность за несоблюдение

предусмотренных ограничений и запретов

 

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами (статья 68 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 декабря 2008года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон№273-ФЗ)граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Уголовная ответственность

за преступления коррупционной направленности

 

В соответствии с Указанием Генпрокуратуры России № 52-11 и МВД России № 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», к преступлениям коррупционной направленности относятся:

мошенничество (статья 159);

присвоение или растрата (статья 160);

коммерческий подкуп (статья 204);

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);

нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);

внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);

превышение должностных полномочий  (статья 286);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);

получение взятки  (статья 290);

дача взятки  (статья 291);

посредничество во взяточничестве  (статья 291.1);

служебный подлог  (статья 292);

провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);

подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

 

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

штраф;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

принудительные работы;

ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок.

 

Административная ответственность

за коррупционные правонарушения

 

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»

статья 5.17 «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума»

статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»

статья 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»

статья 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»

статья 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума»

статья 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);

статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»;

статья 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»;

статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»;

статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

 

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

административный штраф;

административный арест;

дисквалификация.

 

Дисциплинарная ответственность

за коррупционные правонарушения

 

Федеральными законами № 79-ФЗ, № 273-ФЗ и другими федеральными законами, установлена дисциплинарная ответственность в виде:

замечания;

выговора;

предупреждения о неполном должностном соответствии;

увольнения в связи с утратой доверия.

 

Так, статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

 

Статьей 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел по профилактике коррупционных правонарушений Управления по вопросам государственной службы, кадров и наград Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Обновлено: 12.07.2016 10:57